Антироссийские санкции привели к неожиданным последствиям – улучшили положение российских фермеров, пишет The National Interest. Поначалу контрсанкции, введенные против импортных продуктов питания с Запада сразу после того, как летом 2014 года начали действовать первые карательные меры, поначалу вызвали смятение у российских потребителей, которые не сразу нашли замену европейским сырам и полуфабрикатам. Однако политика импортозамещения быстро дала мощный толчок развитию России – уже к 2016 году она вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы, пока США несли колоссальные потери на сельскохозяйственном рынке из-за торговых войн Трампа.
Контрсанкции позволили добиться цели, поставленной еще в конце нулевых, – это самообеспечение продуктами питания. Удалось преодолеть многолетний застой в сельском хозяйстве России, возникший еще в 1990-е годы.
Многие инвесторы, ранее не думавшие о сельском хозяйстве, резко заинтересовались земледелием и скотоводством. Эта сфера стала предметом национальной гордости. Активизация государственных закупочных мероприятий в сочетании с контрсанкциями принесла много выгод пищевой промышленности. Даже те предприятия, которые не имеют никакого отношения к контрсанкциям, захотели включиться в эту игру.
Экспорт российского зерна сегодня обогнал оружейный. Зерно сейчас – на втором месте в России по объему экспортной выручки после нефти и газа. России, расположенный недалеко от черноморских портов, поставляет большие объемы зерна крупным импортерам, таким как Турция и Египет, и там осуществляются масштабные денежные вложения в зернохранилища и экспортные терминалы. Китай также заинтересовался российской соей и подсолнечником, замещающая ими американскую продукцию.
Россия не собирается останавливаться – у нее около 20 млн га неиспользуемых, но весьма плодородных земель в дополнение к тем 32 млн, где она в 2017 году выращивала пшеницу.