В 1999 году Литва ратифицировала двустороннее соглашение об определении границы, новая граница увеличила литовские воды примерно на десять тысяч километров, передает LRT.
Однако Латвия соглашение не ратифицировала. Таким образом, уже два десятилетия республики не могут договориться о морской границе.
Латвийская позиция
Рига хочет, чтобы Вильнюс сначала подписал соглашение об экономическом сотрудничестве на континентальном шельфе. Однако Договор о морской границе предусматривает обратное.
В МИД Латвии отметили, что в их интересах продолжать работу по изучению и использованию пограничных ресурсов, чтобы развивать Соглашение об экономическом сотрудничестве:
"По нашему мнению, Соглашение об экономическом сотрудничестве может быть представлено для ратификации в совместном пакете, который облегчит ратификацию Соглашения о морской границе. Однако Соглашение о морской границе находится в компетенции парламента Латвии".
Ранее латвийские парламентарии в обмен на ратификацию договора предложили Литве поделить одно из крупнейших нефтяных месторождений, хотя почти все оно находится в водах Литвы.
"Я знаю, что несколько лет назад было выдано разрешение и была пробурена скважина, а в прошлом году было выдано разрешение на другое месторождение. На той спорной территории может быть восемь миллионов тонн геологических нефтяных ресурсов, из которых два-три миллиона тонн можно добыть", – рассказывает заведующая отделом глубоководных исследований Геологической службы Юрга Лазаускене.
Возможность разрешения
Бывший депутат парламента Латвии Ромуальдас Ражукас считает, что соглашения можно достичь, если два контракта будут предложены республике.
"Нужен экономический договор, который был бы передан в парламент Латвии, поскольку я считаю, что если оба договора будут вместе, то латыши проголосуют, и договор о границе будет ратифицирован", – отметил Ражукас.
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс назвал подобную ситуацию парадоксальной. Он заявил, что общую зону Латвии и Литве необходимо исследовать вместе, что может быть сделано в срок, оговоренный в договоре.
Добавим, что подобного случая в Евросоюзе – отсутствия договоренности двух государств о морской границе – нет.