1 мая отмечается 15-я годовщина вступления стран Прибалтики в Европейский союз. За это время ее экономические и демографические показатели стабильно падали. Что привело к этому, и можно ли исправить ситуацию?
Уничтожение тяжелой промышленности
"При вступлении в ЕС республика взяла курс на деиндустриализацию своей экономики", – утверждает доцент департамента "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ Евгения Войко. Страстно желая получить деньги от стран Европейского союза, страна пошла на уничтожение своей тяжелой промышленности. А ЕС был готов давать финансы стране при условии закрытия латвийских производств.
Еврочиновники требовали от Латвии отказаться, прежде всего, от предприятий в сфере металлургии, машиностроения и судостроения. Латвия взяла под козырек и выполнила эти условия. В итоге эти отрасли рухнули. Таким образом, ЕС платил Латвии за то, чтобы она сама разрушала тяжелую промышленность.
Как известно, Европейский союз вырос из Европейского объединения угля и стали. И вот наследники этой организации уничтожают промышленное производство Латвии, основу которой как раз составляет энергетика и обработка металла. Случайно ли это? Нет, ЕС делал это сознательно, считает политолог.
Этот акт был нужен ЕС, чтобы ликвидировать конкуренцию. Ведь аналогичные производства есть в ведущих станах Евросоюза, в той же Германии и Франции, отметила Войко.
Второй момент – это желание еврочиновников заставить Прибалтику разорвать отношения с Россией. И это желание поддерживается большинством латвийских правящих политиков. А поскольку многие из латвийских производств были ориентированы на Россию, разрыв связей с соседом послужил дополнительным фактором, приведшим к их банкротству. Например, продукцию Рижского вагоноремонтного завода покупали только в России и странах постсоветского пространства – в Европе он ничего продавать не сможет, отметила эксперт. Пока завод существует, но долго ли это будет продолжаться, неизвестно.
Уничтожение сельского хозяйства
То же касается и других отраслей экономики. Конкуренция на рынках высока, и Евросоюз заинтересован в том, чтобы поддерживать, прежде всего, экономику Западной Европы, то есть своих производителей. Латвия в Европе воспринимается как аграрный партнер, поэтому иметь свою тяжелую промышленность ей не полагается. То есть к гордой и независимой Латвийской республике относятся как к некой "банановой республике". Впрочем, как и к остальным странам Прибалтики и Восточной Европы.
Но зачем же нужно было уничтожать целые отрасли агарного хозяйства, например, сахарную промышленность или рыболовецкий флот? Причина все та же – конкуренция, объясняет Войко. Так, причиной требования сократить рыболовецкий флот стало соперничество со стороны ФРГ.
Латвийская республика также являлась одним из основных игроков на рынке ремонта судов. Но в силу ослабления экономики Латвия вынуждена повышать стоимость аренды. Многим судам дешевле пойти на ремонт в порты Польши и Дании, чем в Рижский порт. Так страна теряет конкурентные преимущества и выгоду от потери клиентов.
Квотирование вводится и в отношении сельского хозяйства, например, производства сахара. А сахар вместе с Германией хочет производить Франция, но рынок сбыта-то не резиновый, заметила Войко. Если сахара будет слишком много, то склады затоварятся, а производители понесут убытки. Поэтому надо ограничить присутствие Латвии на европейском рынке и поддерживать экономику стран Западной Европы. Так европейские страны избавились от достаточно сильного конкурента, просто заплатив ему.
Конечно, кто-то может сказать, что ЕС субсидировал многие другие отрасли латвийской экономики. Но эти субсидии были направлены не на индустриальное производство, а на сельское хозяйство и поддержку мелких предприятий. ЕС финансировал и незначительные инфраструктурные проекты вроде автомобильных дорог, сказала собеседник Baltnews.lv.
Сможет ли Латвия восстановить свою экономику
Может ли Латвия отказаться от дотаций ЕС, чтобы возродить свою собственную экономику? "Теоретически это можно сделать", – считает политолог. Но на практике это приведет к обвалу латвийской экономики, поскольку "индустриальное производство почти полностью уничтожено", добавила она.
По словам доцента политологии, Латвия 15 лет целенаправленно шла по пути уничтожения своей тяжелой промышленности. Если сейчас отказаться от дотаций ЕС на сельское хозяйство, то на восстановление производства собственных резервов может не хватить.
"Даже если каким-то чудом Латвия восстановила бы свою промышленность, то где брать инвестиции и сырье, чтобы производить продукцию? И если продукция будет выпущена, куда ее потом девать?" – заметила она.
Внутренних резервов у страны очень мало, рынок ближайших соседей небольшой, а на европейском рынке латвийские товары не нужны, добавила эксперт. Рядом огромная Россия, но отношения с ней испорчены. Нехватка рабочих рук из-за миграции и депопуляции усугубляют экономический кризис. Если Латвия захочет выйти из зависимости от европейских кукловодов, то ее экономика если не полностью остановится, то значительно обвалится. Именно на это и рассчитывают в Брюсселе.
Кроме того, ориентация на ЕС была политическим выбором Латвии. Отказаться от евродотаций – значит признать, что членство в ЕС не является благом для Латвии. "На это нынешние власти пойти не могут", – полагает политолог.
Правда, однажды Латвия взбунтовалась против своих покровителей. Произошло это в 2015 году, когда она отказалась от квотирования распределения мигрантов из стран Ближнего Востока. Рига выступила жестко против мигрантов, но, поскольку квоты были незначительными, ее простили.