7 мая вступает в силу ужесточенная газовая директива Евросоюза, которая распространяет правила регулирования газового рынка ЕС на внешние трубопроводы, в том числе на "Северный поток – 2". Странам-членам ЕС отведено девять месяцев на то, чтобы внести поправки в национальное законодательство.
Что это значит?
Ужесточенная директива требует от трубопроводов, которые проложены из других стран к берегам стран ЕС, соответствия внутренним правилам союза, как если бы эта труба была проложена на территории Евросоюза. Основные требования – это разделение обязанностей по поставке газа и владению газопроводом между разными компаниями, а также прозрачное регулирование тарифов на прокачку, сообщает "Российская газета".
Таким образом, теперь половину мощности трубы должны будут оставить независимым компаниям – это трудно реализуемо, поскольку требует изменения российского законодательства, по которому сейчас экспорт трубопроводного газа разрешен только "Газпрому". Оператором газопровода будет не Nord Stream 2 AG, а компания, отдельная от "Газпрома". У Германии будет право ограничивать действия директивы по согласованию с Еврокомиссией.
Таким образом, может случиться так, что при проектной мощности в 55 млрд кубометров в год будет использоваться только 50%. Тем не менее, для "Северного потока – 2" могут сделать исключение. Для этого согласие должна дать страна, принимающая "голубое топливо", – то есть Германия. Если Берлин согласует свое решение с Еврокомиссией, для газопровода могут быть предоставлены особые условия.
Оператор "Северного потока – 2" пригрозил Еврокомиссии иском в случае препятствования строительству газопровода, а "Газпром" выразил надежду, что труба все же будет введена в строй в срок. Ситуацию осложняет Дания, затягивающая выдачу разрешения на прокладку трубы.
"Северный поток – 2" (Nord Stream) – это магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Для управления газопроводом Nord Stream была создана компания Nord Stream 2 AG. 51% акций компании принадлежат Газпрому, остальные акции принадлежат немецким и французским компаниям.