Штурм Кенигсберга стал одним из символов побед Красной армии заключительного периода войны. Гитлеровское командование многократно заявляло о неприступности столицы Восточной Пруссии.
Третий Рейх отводил особую роль в обороне Германии именно этому региону. Восточная Пруссия в течение столетий была ареной ожесточенных сражений. На ее территории было построено множество мощных крепостей.
По мере приближения Красной Армии к границам Германии началась спешная работа по реконструкции старых крепостей с целью создания в регионе системы мощных укреплений, которые должны были остановить наступающие советские войска, рассказывает газета "Аргументы и факты".
В январе 1945 года началась Восточно-Прусская наступательная операция Красной армии. Уже к весне стало очевидно, что гитлеровцам удержать советские войска не удалось. Потенциальная опасность, исходившая от Кенигсберга, заставила Красную армию всерьез взяться за ликвидацию этого очага сопротивления.
Крепость обороняли подразделения вермахта и фольксштурма (отряды народного ополчения Третьего рейха – прим. Baltnews) общей численностью, по разным оценкам, от 100 до 130 тысяч человек. Подразделения имели на вооружении около 4000 тысяч орудий и минометов, более 100 танков и 170 самолетов. Там были созданы все условия для длительной обороны.
Операция по взятию Кенигсберга была осуществлена за считанные дни с минимальными потерями. Штурмом руководил Маршал Советского Союза Александр Василевский, возглавивший 3-й Белорусский фронт. В состав фронта был включен 1-й Прибалтийский фронт Ивана Баграмяна, получивший название "Земландская группа войск". Воздушные силы возглавил Главный маршал авиации Александр Новиков.
Для штурма укреплений были созданы 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы. В их состав были включены как стрелковые части, так и инженерные войска.
Кроме того, в штурме участвовали химические войска – семь отдельных огнеметных батальонов, рота фугасных огнеметов и пять отдельных рот ранцевых огнеметов. Эти подразделения были распределены по штурмовым отрядам и штурмовым группам.
После массированной бомбардировки и штурма крепости 11-й гвардейской армией немецкий гарнизон капитулировал.
Почему так быстро? Как пишет "Комсомольская правда", причина, среди прочего, заключается в высочайшем боевом духе советских войск, которые к весне 1945 года окончательно "вошли во вкус побед". И, соответственно, – в упадке этого самого духа у оборонявшей город вражеской группировки.
Кроме того, некоторые исследователи склонны объяснять успех штурма подавляющим преимуществом в военной мощи, которое удалось обеспечить РККА при взятии Кенигсберга. Большую роль сыграла и тактика наступающих, которые извлекли полезные уроки из Сталинградской битвы.