Очевидно, что рассказать возможно лишь о малой части известных или просто проживших достойную жизнь русских людей, связанных с латвийской землей. Познакомить со всеми задача просто непосильная. Судите сами. Несколько лет назад систематизировать информацию о таких людях начали энтузиасты из Института русского культурного наследия Латвии. Как говорит руководитель проекта, доктор истории Татьяна Фейгмане, собрана и обобщена информация уже о тысяче человек, но их может быть во много раз больше. Сайт Института постоянно пополняется.
На латвийской земле родились поэты, писатели, художники, военные, спортсмены, изобретатели, предприниматели. Но сегодня — только о музыкантах. Отчасти потому, что ничего не надо изучать и обобщать. Информация свежа: это семейные истории, личные воспоминания.
Создатель латышского народного инструмента — русский?
Мой отец, мальчишкой, в конце 30-х годов прошлого века вместе со своим отцом — моим дедом — очень любил ходить на концерты оркестра русских народных инструментов, которым руководил Сергей Красноперов. Звучание разных инструментов, мелодии, атмосфера — нравилось все. А Сергей Красноперов — композитор, педагог, дирижер (о нем мы в дальнейшем расскажем отдельно), как выяснилось, внес весомый вклад и в развитие латышской народной музыкальной культуры.
Аналог русских гуслей — латышская кокле — была просто народным инструментом. Однако Красноперов — уже в послевоенное время — сделал из нее инструмент, на котором стало возможным исполнять классические произведения. Как пояснила мне когда-то моя мама-музыковед, Красноперов, взяв за основу кокле из Курземе, создал на инструменте хроматический ряд, после чего стало возможным извлекать из него любые ноты.
Автор современной — всем нам привычной кокле ушел из жизни в 1961-м. А я хорошо помню, как в 70-е — 80-е годы прошлого века выступали многочисленные ансамбли коклеистов, в том числе — на Праздниках песни на Большой эстраде в Межапарке. Вся сцена была заставлена инструментами и стульчиками, на которых сидели сосредоточенные девушки в народных костюмах. Этот вид музыкального творчества получил большое развитие, посещать занятия кружков кокле было весьма престижно.
Портрет отца в интерьере с саксофоном
Мне сложно судить о вкладе и уровне признания Сергея Красноперова. К сожалению, в Википедии его имени я не нашел… А отец — Игорь Николаевич Яковлев — есть. Тоже композитор, тоже педагог. Но — и это оказалось самым главным — звукорежиссер. Был одним из первых двух звукорежиссеров на Латвийском телевидении. Потом перешел на Рижскую киностудию, где проработал более 30 лет. 42 художественных фильма, множество документальных лент, более 30 мультипликационных и анимационных фильмов, для многих из которых им написана музыка…
Его бывшие коллеги всегда отзывались о нем с уважением. С ним легко было работать: работоспособность и ответственность, культурная грамотная речь и галантное отношение к женщинам. А еще — чувство вкуса и меры.
Как-то отец с некоторой долей самодовольства рассказывал, как во время работы над одним из эпизодов фильма «Театр» вместе с режиссером Янисом Стрейчем, тот говорит ему:
— Игорь, подложи тут музыку, чтобы было выразительнее.
— Янис, здесь будет достаточно шумов. Музыка — лишнее.
— Нет, легкая фоновая музыка придаст красок!
— Хорошо, режиссер — ты. Я сделаю.
Творческий спор закончился после того, как Стрейч просмотрел подготовленный материал:
— Игорь, ты был прав, оставляем только шумы.
Отец четырежды становился лауреатом национальной кинопремии «Большой Кристап» в номинации «Лучший звукорежиссер». Писал музыку — песни, инструментальные композиции, музыку для спектаклей Рижского кукольного театра и постановок Латвийской национальной оперы. В 1976 году создал при Дворце культуры завода ВЭФ первый в республике детский вокально-инструментальный ансамбль. ВИА «Рондино» записывался на телевидении, ездил в другие республики. Даже однажды представлял Советский Союз за рубежом.
От его «рондинцев» доводилось слышать: Игорь научил меня по-настоящему чувствовать музыку! Среди его воспитанников — известные ныне музыканты, в том числе — певица Мария Наумова, принесшая победу Латвии на Евровидении в 2002 году.
В 1950 году в Музыкальном училище им. Я. Медыня состоялся первый в Латвии выпуск дипломированных саксофонистов. Отец был среди шести выпускников.
Он очень любил саксофон. Конечно, он играл и на кларнете, и на рояле, и на аккордеоне, и на контрабасе. Но саксофон любил особенно. Вообще был музыкантом от бога, джазистом, настоящим лабухом.