Газопровод "Северный поток–2" призван обеспечить высокую надежность поставок российского голубого топлива в Европу. Сегодня трубопровод почти построен и вскоре будет введен в эксплуатацию. Baltnews подготовил рассказ о долгом и тернистом пути проекта.
Строительству "Северного потока–2" долгое время пытались помешать США и ряд стран Западной Европы. Данный проект подразумевает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год, что противоречит интересам Вашингтона на европейском газовом рынке. Однако, несмотря на все возгласы противников проекта, укладка трубопровода началась в сентябре 2018 года.
Позиция США и Украины
Американская сторона активно выступает против строительства газопровода "Северный поток–2" под предлогом того, что дополнительные объемы поставок голубого топлива из России поставят под угрозу энергобезопасность Европы. Президент США Дональд Трамп выражал недовольство тем, что Германия сотрудничает с Россией в этом проекте.
При этом глава МИД Германии Хайко Маас в призыве к США не вмешиваться в вопросы европейской энергетической политики отмечал, что "Северный поток–2" не является исключительно немецким и российским проектом, этот проект имеет общеевропейскую значимость.
Украина, в свою очередь, считает, что может потерять доходы от транзита российского газа. В России неоднократно указывали, что "Северный поток–2" – коммерческий и конкурентный проект. Также отмечалось, что прекращение транзита российского газа через Украину в ЕС не планируется.
Страны Балтии при этом потакают риторике США, заявляя о том, что российский газовый проект является угрозой европейской энергетической безопасности.
Сквозь тернии – в Балтийское море
В апреле 2019 году Евросоюз решил "навставлять палок в колеса" "Северному потоку–2" и принял поправки к Газовой директиве. Принятые изменения предполагают соответствие части трубопроводов, идущих из третьих стран по территории Евросоюза, требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам ЕС.
В частности, добывающая компания не должна будет владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ, а также обязана предоставить доступ третьих сторон к газопроводу и обеспечить недискриминационные тарифы и прозрачность.
Эти поправки означают, что у "Северного потока–2" должен появиться независимый от "Газпрома" оператор (сейчас эта структура полностью принадлежит Nord Stream 2 AG), а к мощностям должны получить доступ третьи лица – таким образом, 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано под прокачку газа от других поставщиков.
При этом еще до принятия соответствующих поправок Польша настаивала на ускорении процесса их подготовки и подписания.
Разрешение на строительство
Для строительства газопровода было необходимо получить разрешение у стран на прокладку трубопровода через их исключительную экономическую зону. И сначала все в этом вопросе вроде шло по плану.
В январе 2018 года правительство ФРГ выдало разрешение на использование побережья страны для строительства запланированного трубопровода длиной в 31 км в исключительной экономической зоне Германии в Балтийском море. Также была одобрена прокладка сухопутной части газопровода в районе Любмина вблизи Грайфсвальда.
За Германией последовала и Финляндия – в апреле 2018 года государство также дало разрешение на строительство газопровода в своей исключительной экономической зоне в Балтийском море. Из 1220 км его трассы в финской зоне пройдет 374 км.
Отметим, что финские власти выдвинули ряд требований взамен на разрешение: минимизация вреда Балтийскому морю и допуск реализации в будущем других инфраструктурных проектов в исключительной экономической зоне Финляндии. Разрешение было выдано сроком на 50 лет.
После список стран, выдавших разрешение на строительство трубопровода, пополнила и Швеция, подчеркнувшая, что как прибрежное государство она не может препятствовать праву прокладывать трубопровод через исключительную экономическую зону.
При этом Дания больше чем на год затянула процесс выдачи соответствующего разрешения. Оператор строительства газопровода, компания Nord Stream 2 AG, представила датской стороне несколько вариантов маршрута, однако Копенгаген не спешил выносить решение.
При этом парламент страны не издал специальный закон, позволяющий Министерству иностранных дел Дании – которое само по себе никак не связано с процедурами одобрения – выдвинуть возражение против разрешения, которое не может быть отклонено в соответствии с международным морским правом даже по "соображениям безопасности".
Из-за затягивания процесса выдачи документа рассматривался вариант альтернативного маршрута газопровода, который бы поспособствовал удорожанию проекта, но не требовал разрешения Дании.
Председатель правления Nord Stream 2 AG Герхард Шредер отметил, что политика Копенгагена противоречит европейскому законодательству и мешает обеспечению устойчивых поставок топлива в регион.
В конце октября 2019 года Дания все-таки дала разрешение на строительство участка газопровода "Северный поток–2" на датском континентальном шельфе к юго-востоку от Борнхольма в Балтийском море.
При этом посол Дании в РФ Карстен Сендергорд заявил, что задержка с выдачей разрешения на строительство "Северного потока–2" произошла "по техническим причинам" и не была политическим вопросом.
Ситуация на конец года
В начале декабря стало известно, что крупнейшему в мире трубоукладчику Pioneering Spirit осталось уложить 100 км первой нити трубопровода "Северный поток–2". В то же время возведение второй нити потребует больше времени.
Кроме того, в декабре 2019 года Конгресс США заложил в оборонный бюджет на 2020 год введение ограничений против газопроводов "Северный поток–2" и "Турецкий поток".
Глава комитета Сената США по иностранным делам Джим Риш заявил, что санкции позволят убедить компании, которые в настоящее время строят "Северный поток–2", прекратить свою деятельность.
Под санкции могут попасть предприятия из Австрии, Германии, Нидерландов, Франции, Финляндии и Швеции. Кроме того, санкции Вашингтона могут нанести ущерб самим США.
Европейские компании, которые могут попасть под американские санкции, играют ключевую роль на мировом энергетическом рынке. В течение многих лет европейские предприятия выступали в качестве субподрядчиков американских компаний Chevron и Exxon Mobil и предоставляли услуги по укладке трубопроводов.