Газета "Сегодня вечером" сообщила 21 июля 1934 года, что утром на Рижском вокзале "собралось много любопытных". Однако памятник Петру Великому им увидеть не удалось. Вагон с памятником был отцеплен от пассажирского поезда еще на станции Земитаны и в 10 утра доставлен на станцию Рига-Краста.
Возвращение
Добавим, что поначалу предполагалось: товарный поезд привезет конную статую в Ригу из Эстонии позже. В результате и поныне в интернете "гуляет" дата – памятник вернулся в Ригу 23 июля. Но, как сообщила 21 июля газета "Сегодня вечером", вагон прицепили к пассажирскому поезду и он прибыл в столицу Латвии раньше – утром 21 июля.
Однако рижане, которые так и не дождались в то утро памятника на Рижском вокзале, немногое потеряли: конная статуя была разделена на части и в таком виде перевозилась по железной дороге. Дело в том, что эстонские водолазы не смогли поднять ее со дна моря целиком и вынуждены были ее взорвать, расчленив памятник пополам. Впрочем, комиссия Рижской горуправы, которая днем 21 июля провела обследование, признала, что его части находятся в хорошем состоянии.
Та же газета "Сегодня вечером" писала: "Памятник пока будет отвезен на склад, а затем будет разрешен вопрос, где его установить. Памятник будет установлен либо в городском художественном музее, либо в Домской церкви, либо в саду Виестура".
Газета предполагала, что конная статуя будет установлена в Риге, так как незадолго до этого, 10 июля 1934 года, городская управа признала, что монумент имеет историческую ценность, и решила заплатить эстонцам за то, что те подняли его со дна моря.
В 1934 году прошло уже более 30 лет с того момента, когда власти города решили: памятнику Петру Великому в Риге быть! Создавалась эта конная статуя на пожертвования. Большая по тем временам сумма – более 87 тысяч рублей – была собрана в сжатые сроки.
Возведение
Если на рубеже ХХI столетия в Риге возникли дискуссии, нужен ли латвийской столице памятник Петру Великому и стоит ли его восстанавливать, то веком ранее подобных дискуссий не велось.
Частные лица пожертвовали 27 тысяч рублей, город Рига – 20 тысяч, среди спонсоров оказались Рижский биржевой банк, организация лифляндских дворян и ряд других.
Долго шел конкурс на лучший проект. В нем участвовали десятки скульпторов, в том числе германский специалист Вильгельм Вандшнайдер, который позднее создал для Риги проект памятника Барклаю де Толли. Однако в тот раз конкурс выиграл другой скульптор из Германии – Густав Шмидт-Кассель.
Летом 1910 года в Риге по руслу Даугавы проплыл крейсер "Аврора". Все происходило почти как в советском анекдоте, где рассказывается о том, как Ленин готовил в Риге новую революцию: моряки крейсера плыли по Даугаве мимо рижской набережной и констатировали: "Здесь крейсер "Аврора" проходит, здесь проходит…".
На самом деле "Аврору" специально направили в Ригу, так как было точно известно, что фарватер, который годится для этого крейсера, подходит и для императорской яхты "Штандарт".
Император Николай II прибыл в Ригу на этой яхте 3 июля 1910 года. Кстати, и тогда к приходу высокого начальства наводили порядок – рижские газеты как о само собой разумеющемся писали, что все здания на набережной отремонтированы.
4 июля 1910 года в присутствии императора и под пушечный салют военных кораблей памятник Петру Великому был торжественно открыт. Открытие приурочили к 200-летию присоединения Риги к России.
В 1910 году в Риге вспоминали, что первый российский император построил в Риге дворец с висячим садом, создал первый в городе крупный парк, лично начертил план новой гавани и так далее. Словом, сделал много хорошего для города.
Судьба памятника
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, памятник Петру Великому решено было эвакуировать. Дело в том, что Германии не хватало металла, и, захватив Ригу, немцы могли переплавить бронзовую статую. Увы, пароход, который производил эвакуацию памятника, затонул у берегов Эстонии. Через много лет в Риге совсем рядом с тем местом, где когда-то стоял бронзовый Петр, решили установить памятник Свободы.
В 1934 году эстонские водолазы, как уже говорилось, подняли памятник Петру Великому со дна моря, и Рижская дума заплатила им за эту работу. Заплатила, заметим, уже после переворота Карлиса Улманиса, что вряд ли могло произойти, будь диктатор категорически против.
В 1936 году возникла идея устроить в саду Виестура своего рода музей под открытым небом, перенеся туда некоторые памятники царского времени. В этот парк даже перенесли Александровские ворота – триумфальную арку, установленную в Риге в честь победы Российской империи над Наполеоном. Однако продолжения не последовало…
В 1940 году власть сменилась. Что небезынтересно, латышские коммунисты в сталинское время предлагали отреставрировать единственную в Латвии конную статую, но Москва была против. Лишь в 1977 году Рижский горисполком решил: восстановить памятник в 1990 году. Но и это решение не было выполнено.
Что было дальше? Если в 1910 году вспоминали о том, что Петр Великий сделал для Риги, то в 90-е годы ХХ века все громче звучало совсем иное мнение: "оккупант, завоеватель, не нужен нам этот памятник!". То, что не Петр Великий начал Северную войну, во внимание не принималось. Так же, как и то, что известные исследователи латышского фольклора в своих трудах не раз отмечали, что образ Петра Великого в латышских народных сказаниях, как правило, положителен.
На рубеже ХХ-ХХI веков предприниматель, меценат и ценитель истории Евгений Гомберг на свои средства отреставрировал конную статую Петра I, но решение об установке памятника Рижская дума так и не приняла. В результате он был установлен на окраине Риги на частной земле. О том, ради чего в 1934 году платили эстонским водолазам, ныне никто не спрашивает.
Петру Великому все равно, где стоять, на то он и памятник. На наш взгляд, проигрывает туристический бизнес. Впрочем, рижские власти, видимо, считают, что идеологические соображения важнее…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.