В конце XIX и начале ХХ столетия Россия узнала фамилию Витте – этот министр финансов обеспечил финансирование строительства знаменитой Транссибирской железнодорожной магистрали, за успешные меры по развитию промышленности получил позднее прозвище "дедушка русской индустриализации", сделал рубль конвертируемым.
Рижский род Витте
Именно благодаря Сергею Юльевичу, Российская империя вошла в пятерку крупнейших промышленных стран мира. В 1905 году Сергей Витте подписал мирный договор с Японией, сведя к минимуму возможные территориальные потери Российской империи. Он же способствовал демократизации своей страны – по его инициативе, в России стала работать Государственная дума.
Если в России фамилия Витте стала известна в конце XIX столетия, то в Риге род Витте, как уже говорилось, был знаменит еще до присоединения Лифляндии к России. Выходцы из Нидерландов Витте быстро обеспечили себе в Лифляндии доброе имя.
Пожалуй, наиболее известен в "шведской" Риге Ханс Витте – старейшина Большой (купеческой) гильдии города. Он стал одним из тех, кто создавал Риге репутацию надежного "моста" между Западной Европой и Россией. Впрочем, Ханс Витте был не только удачливым коммерсантом, занимавшимся транзитной торговлей, но и щедрым меценатом. Он, к примеру, вместе с кассиром Большой гильдии Хансом Кляйном выделил собственные деньги на строительство хоров – балкона для музыкантов – в знаменитом Мюнстерском зале Большой гильдии.
Через столетия Сергей Юльевич Витте, рассказывая в мемуарах о своих предках, писал почти что исключительно о своем происхождении по линии матери: дед был губернатором в Саратове, бабушка происходила из знаменитого рода Долгоруковых… А вот об отце Сергей Юльевич сообщал лишь то, что тот учился в Дерптском (Тартуском) университете, а затем изучал сельское хозяйство и горное дело в Пруссии.
Знаменитый российский политик писал так, словно стеснялся: на одной стороне – легендарный род Долгоруковых, на другой – какие-то Витте… Парадокс заключался в том, что немало потомков рижских купцов XVII столетия сделали в Российской империи прекрасные карьеры. И помогло им в этом… королевство Швеция – старый противник Руси.
Не без помощи шведов
Что же произошло?
В 1656 году царь Алексей Михайлович с большим войском осадил Ригу. Гарнизон города и рижане стойко защищались, получили морем подкрепление и отстояли город. Это стало предметом гордости для многих горожан. До сих пор на одном из самых знаменитых домов Старого города – доме Рейтерна – изображен лев, побеждающий медведя (имелись в виду шведский лев и русский медведь – прим. автора).
Конечно же, заметили стойкость рижан и в Стокгольме. В результате, все члены Рижского магистрата были удостоены дворянского звания. Шведы надеялись, что новоиспеченные дворяне и их потомки будут и дальше служить их королевству. Однако уже при сыне Алексея Михайловича, царе Петре Великом, Рига была присоединена к России.
Дворяне из древних родов Риги быстро обнаружили, что их город новые власти вовсе не обижают, напротив, торговля постоянно растет, прибыль увеличивается. В результате, рижское дворянство стало старательно служить Российской империи. Да так, что словосочетание "рижанин на русской службе" стало своего рода брендом. И, если кому из горожан не посчастливилось иметь предка, члена магистрата, он мог дворянство выслужить.
Приведу лишь несколько примеров, как потомки древних рижских родов достигали в России высокого положения.
Основоположник рода Рейтернов, мигрант из Любека Иоганн Рейтерн, как уже говорилось, даже велел изобразить на своем доме победу льва над медведем. А его потомки этому "медведю" верно служили. Среди них – три генерал-лейтенанта, тайный советник…
Пожалуй, наиболее известен в роду Рейтернов Михаил Христофорович Рейтерн – министр финансов, а затем председатель Комитета министров Российской империи. Сын российского военного, он учился в Царскосельском лицее, служил в ряде министерств, и став министром финансов, сумел улучшить финансовое положение государства, обеспечил бурный рост железнодорожного строительства и успешное развитие промышленности.
Странным образом его заслуги перед страной вызывают ассоциации с деятельностью Сергея Витте – тот тоже был министром финансов, также строил железные дороги и повышал престиж рубля.
Еще один известный род
Кстати, были среди потомков рижан не только толковые финансисты, но и известные воины. Род Барклаев де Толли дал России генерал-майора Ивана Богдановича Барклая де Толли и генерал-фельдмаршала Михаила Богдановича Барклая де Толли.
Россия щедро награждала достойно служивших ей представителей рижских родов. Так, Михаил Богданович Барклай де Толли – не только был генерал-фельдмаршалом и вторым в Российской империи после Михаила Илларионовича Кутузова полный кавалер ордена Святого Георгия, но и был возведен в княжеское достоинство. В свою очередь, министр финансов Михаил Рейтерн стал графом.
Остается добавить, что появление на свет в центре столицы Латвии наиболее известных домов, именуемых по имени первого владельца, косвенно связано с Россией.
Так, знаменитый дом Данненштерна построил купец, который экспортировал на Запад российскую пеньку. Выгоды от торговли Риги с Востоком ощущал и купец Рейтерн, а обычное жилище не оставившего наследников рижского бюргера было кардинально перестроено и превращено во дворец Петра I на российские деньги…
Если бы дома Старой Риги могли говорить, они были бы способны многое рассказать о пользе для Латвии хороших отношений с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.