"Наезд" в Ормузском проливе. Какие ловушки англосаксы готовят России и Ирану

© РИА Новости

США и Великобритания активно раскручивают скандал с задержанием британского танкера иранскими военными. Их цель – выставить Тегеран агрессором и получить возможность контролировать пролив на Ближнем Востоке, через который проходит 40% глобального экспорта нефти по морю. Кому это выгодно, и как угрожает безопасности России, Литвы, Латвии и Эстонии?

Baltnews уже освещал ситуацию с задержанием британского танкера иранскими военными, на борту которого находятся латвийский гражданин и трое граждан России. Рассмотрим подробнее, какую выгоду Запад может извлечь из этого конфликта, и чем может угрожать России и странам Прибалтики данный прецедент.

Повод найден

Очевидно, что Великобритания сознательно провоцирует Иранскую республику на агрессивные действия. Параллельно европейские элиты пытаются обвинить Россию в провоцировании конфликтов. Все эти претензии выглядят крайне сомнительно. Впрочем, как и мотивация Тегерана и Москвы, которым нет никакой выгоды от ареста британского танкера.

Однако в этом конфликте крайне заинтересованы США. Вашингтон давно ищет повод, чтобы взять Ормузский пролив под свой контроль и, похоже, повод найден.

Ситуация в Ормузском проливе, где действия Ирана якобы подталкивают Запад к решительным действиям, становится все хуже. Тегерану грозят новыми санкциями, ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) не собираются пока отпускать арестованный британский танкер Stena Impero, а США при этом радостно "потирают руки". Еще бы, ведь это такой очередной отличный повод, чтобы "демонизировать" Иран.

Лондон даже забежал немного вперед и уже "привязал" к инциденту в Ормузском проливе Россию, по вине которой якобы это все происходит. Значит ли это, что Москве и Тегерану пора начинать серьезно беспокоиться?

Слишком подозрительная история

Для начала разберемся, что произошло в Ормузском проливе, чтобы в дальнейшем не было оговорок вроде "все врут, а значит, истина где-то посередине". Но в международной политике этот принцип не работает. Нет никакой "середины". Есть факты и есть стороны, которые получают выгоды в конкретной ситуации.

Вспомним, 19 июля в Ормузском проливе вооруженными силами Ирана был задержан британский нефтяной танкер Stena Impero. Официальная причина ареста – незаконное вхождение в территориальные воды Тегерана. Танкер был задержан и направлен в порт Бендер-Аббас. Как утверждает иранское издание Fars, никого из моряков не отпустят, пока не закончится расследование.

Кстати, в агентстве IRNA даже не поленились выложить видео и напомнить всем, что танкер Stena Impero перед задержанием вообще не реагировал на предупреждения иранских военных. Более того, он отключил приемник автоматической системы распознавания AIS, то есть де-факто сознательно отказывался слушать предупреждения о нарушении границы.

Заметьте, Лондон эту информацию официально до сих пор не опровергнул. Появились только сообщения о том, что судно якобы арестовали в международных водах. Это можно понять так, что никто границы Ирана вроде как и не нарушал.

Правда, чуть позже Великобритания сама же стала противоречить этой легенде. Таблоид Sunday Mirror заявил, что британский танкер все-таки мог оказаться в иранских водах из-за ложных координат GPS.

Считается, что иранская разведка якобы могла отправлять их при помощи "российской шпионской технологии". Разумеется, тема "русского вмешательства" стала появляться и в других СМИ Великобритании. Стоит признать, что ее держат наготове и не раздувают до масштабов "отравления Скрипалей". Впрочем, пока что не раздувают.

Странное поведение Великобритании

Информация о том, что спецслужбы Великобритании якобы считают, что иранцы задержали танкер с помощью "российских шпионских технологий" – голословное, но традиционное обвинение в адрес России, рассказал Baltnews политолог Иван Мезюхо.

"Если за этой статьей стоят официальные структуры Лондона, то в таком случае можно говорить о том, что британцы продолжают антироссийский курс во внешней политике в стилистике "дела Скрипалей". Этого стоило ожидать. Представители политической элиты Запада действуют по принципу "если не знаешь, кого обвинить, – обвиняй русских".

При этом ситуация в Ормузском проливе остается напряженной. Президент США Дональд Трамп использует тему Ирана в предвыборной риторике. Не имея 100% поддержки со стороны традиционных союзников, Вашингтон может пойти на увеличение градуса напряженности, при котором любая мелкая провокация или неосторожное действие со стороны участников сложившегося противостояния может привести к трагическим последствиям для миллионов людей", – считает политолог.

"Мы жертвы"

Сразу после ареста танкера в информационном поле Великобритании стали нагнетать ситуацию. "Наши ВМС слишком малы, чтобы защищать свои интересы по всему миру", – цитирует замминистра обороны Соединенного Королевства Тобиаса Элвуда британское издание The Times.

Разумеется, Лондону на помощь поспешил Вашингтон. Госсекретарь США Майк Помпео сообщил, что США работают над созданием коалиции. Ее цель – патрулирование Ормузского пролива.

Конечно же, это все якобы только для того, чтобы сохранить морские пути открытыми. Нетрудно догадаться, что в такую коалицию будут звать не ВМС России или Китая, а флот тех стран, которые лояльны именно США.

Начинает складываться следующая картина. Вряд ли Иран – агент мирового зла, которому хочется арестовать без причины какой-нибудь корабль, желательно британский. Скорее, США, используя Великобританию, создали прецедент, после которого требуют контроля над проливом.

В беседе с Baltnews политолог Василий Стоякин подтвердил наши предположения о заинтересованности Соединенных Штатов в конфликте.

"Я не думаю, что Великобритания в данном вопросе – это самостоятельный игрок. Если посмотреть на события последних лет, то мы увидим, что все инициативы нападок на Иран принадлежат американскому президенту Дональду Трампу. Именно он является главным противником ядерной сделки с Тегераном и благодаря ему США в одностороннем порядке из этого договора вышли.

Возможно, именно Вашингтону нынешний инцидент в Ормузском проливе больше всего и выгоден. Будет ли у него продолжение, сказать сейчас трудно. Тут история может как продолжиться, так и остаться чем-то вроде разовой акции.

"Трудно сказать, будет ли Великобритания или США все чаще прибегать к такого рода провокациям. Все зависит от степени удовлетворенности американцами результата подобных мероприятий. Есть отдельные моменты, где успехи есть. Посмотрите, например, на историю с Северной Кореей, когда мир, кто бы что ни говорил, практически на пороге ядерной войны стоял. В итоге США все же прекратили жесткую риторику и провокации.

Не забывайте, у США есть своя стратегия по наращиванию мировой гегемонии. Кто сказал, что в нее не может быть включено решение различных бизнес-вопросов с той же нефтью на Ближнем Востоке?" – задается вопросом эксперт.

"Наезд-откат" мирового масштаба

Как бы печально это ни звучало, но действия Запада сегодня напоминают повадки лихих рэкетиров 1990-х годах в России. Братки вынуждали жертву совершить какой-нибудь резкий поступок, потом обвиняли ее в нарушении общественных норм и требовали денежной "компенсации". Говоря блатным языком, совершали "наезд" и требовали "откат".

В настоящий момент Иран де-факто спровоцировали, задержав его танкер по обвинению в незаконном экспорте нефти в Сирию. Причем происходит это уже не первый раз. После этого ему тут же предъявили претензии, то есть пригрозили новыми санкциями. А в США так и вовсе заговорили о том, что пора бы Ормузский пролив "правильным" кораблям патрулировать, а не кому попало.

Британские СМИ, вероятно, с подачи властей, еще и Россию к этой истории "привязали". Российская и иранская разведка тесно сотрудничали в Сирии, утверждают они. А значит, наверняка Кремль мог якобы помочь Тегерану направить британский танкер прямо "в лапы стражей исламской революции". А что? Не только же американским спецслужбам "русский след" находить. Может, британская MI6 тоже так хочет?

Увы, вот так сегодня работают международные отношения. Запад провоцирует, а затем сразу же предъявляет претензии.

Россия попытается вступиться за Иран? Да без проблем. Лондон наверняка именно для этого и приготовил легенду о замене искаженных координат GPS с помощью "российских шпионских технологий". Нельзя же, в конце концов, об одном только Скрипале все время говорить.

Иран станет вести себя еще более жестко? Отлично! В администрации Дональда Трампа как раз хотят собрать международную коалицию.

"США ведут переговоры с рядом стран, чтобы понять, в состоянии ли они сформировать коалицию, которой будет по силам обеспечить "свободу навигации" в Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах", – цитирует американское издание Defence One председателя объединенного комитета начальников штабов США генерала Джозефа Данфорда.

Выходит, что Запад только и ждет максимально дерзкого ответа Ирана. Ведь тогда появится отличное оправдание взять Ормузский пролив под свой контроль, а затем еще и санкций добавить. Можно, кстати, и России ими пригрозить, чтобы не вмешивалась.

Провокации возможны даже в Прибалтике

Печально признавать, но в ближайшем будущем США, как и Великобритания, вряд ли откажутся от таких методов. Провокации, с целью решения своих локальных задач, становятся слишком удобным инструментом для Запада.

Не исключено, что Вашингтон, если ему это будет выгодно, сделает что-нибудь подобное уже не в "южных морях", а где-нибудь севернее, скажем, в Прибалтике.

Возьмем к примеру газопровод "Северный поток–2", который не выгоден США. Почему бы Штатам не устроить инцидент с участием, скажем, судов какой-нибудь из стран Балтии?

Можно во время военных учений направить один из кораблей в территориальные воды РФ, спровоцировать нарушение государственной границы и последующий их арест.

Потом сказать, что виновата сама Россия и ее "шпионские технологии", сбивающие координаты. А после этого потребовать увеличения военного присутствия американских ВМС в регионе и поставить под вопрос безопасность "Северного потока–2".

США и Европа могут проводить такие провокации по всей планете. Возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями многих подобных конфликтов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.