Если кто-то и выигрывает конкурс на самое некорректное название для соглашения по контролю над вооружениями, то это американцы. The Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty – так называется ДРСМД на английском языке. Переводится это как "Договор о ядерных силах средней дальности". Неточности сразу бросаются в глаза.
Во-первых, теми "силами", которые ограничивало соглашение, были только баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, предназначенные для доставки оружия, их пусковые установки и вспомогательное оборудование. Во-вторых, "средняя дальность" – это лишь частично точное описание дальности от 500 до 5500 километров. В-третьих, самое главное: короткое англоязычное название предполагает, что договор применялся исключительно к "ядерному" оружию. Это не так. Он применялся ко всем ракетам средней и меньшей дальности наземного базирования, независимо от того, были ли они в ядерном оснащении или не были.
Корректно название звучит по-русски – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Зачем-то в Соединенных Штатах решили его сократить, тем самым исказив еще и смысл.
Выполняя свои обязательства по договору, США и СССР уничтожили более 2500 ракет и их пусковых установок. Любой, кто знаком с ракетами времен "холодной войны", знает, что системы, ликвидированные договором, – Pershing II, BGM-109G и Pershing IA с американской стороны, а также РСД-10, Р-12, Р-14, ОТР-22 и ОТР-23 с советской – были, прежде всего, ракеты с ядерным оснащением.
Но договор не был антиядерным. Его лучше рассматривать как акт демонстрации стратегической стабильности. На самом же деле соглашение было призвано спасти ядерные боеголовки, которые могли быть установлены в обозначенных системах.
Об этом вполне открыто говорил американский президент Рональд Рейган, выступая перед Сенатом:
"В пункте 3 раздела II (договора) говорится, что до прибытия ракеты в пункт уничтожения ее ядерное боеголовочное устройство и элементы наведения могут быть с нее удалены. Ядерные боеголовки и элементы наведения не должны быть уничтожены, потому что уничтожать их было бы бессмысленно, если только не было бы запрещено производство новых таких элементов. Кроме того, поскольку боеголовки малы, проверка соблюдения такого запрета будет крайне затруднена. Помимо этого, удержание расщепляющегося материала из боеголовок сохраняет ресурсы, необходимые для национальной безопасности США".
Договор успешно нейтрализовал растущую нестабильность как в Европе, так и в Азии в 1980-х годах, и сделал это, сократив средства доставки, на которых, собственно, и основывается вся "опасность". Более того, символическая значимость ДРСМД заметно превысила его суть.
Убийство американцами этого договора, сопровождающееся развитием китайского ракетостроения, несет особые послания: конкуренция великих держав вернулась, и будущее контроля над вооружениями должно касаться не только американских и российских арсеналов.
Тем не менее, несмотря на панику в СМИ, нельзя однозначно утверждать, что мир становится свидетелем новой гонки вооружений.
По данным Австралийского института стратегической политики, американское производство и развертывание ракет наземного базирования, ранее запрещенных ДРСМД, достаточно ограниченно и медленно. США, очевидно, сосредоточивают свои усилия на двух ракетах: крылатой ракете с дальностью полета около 1000 километров и баллистической ракете с дальностью от 3000 до 4000 километров. Последняя не будет готова к развертыванию еще минимум пять лет. И ни одна ракета не строится в ядерной версии. По крайней мере, так утверждают американцы.
В Москве тем временем подчеркивают: Россия не отказывается от односторонних обязательств по соблюдению договора. Президент Владимир Путин рассказал, что РФ не будет размещать РСМД там, где нет таких ракет американского производства. Он заверил, что разработка, производство и размещение ракет наземного базирования будут носить исключительно ответный и зеркальный характер.
Ищите газ
Однако для России расторжение договора уже несет определенные риски. Например, прекращение ДРСМД может привести к укреплению союза между Соединенными Штатами и странами Восточной Европы.
"Если Западная Европа не хочет размещать ракеты средней дальности из США, они пойдут в Польшу и другие страны восточного фланга НАТО. Теоретически можно даже напугать Россию своим размещением на Украине. Или в Грузии", – рассказал National Review Гжегож Кучинский, директор евразийской программы в Варшавском институте.
Польша в этом контексте особенно важна. Варшава согласилась разместить у себя наземную часть системы противоракетной обороны США Aegis, известную как Aegis Ashore, начиная со следующего года. Москва давно упрекала Вашингтон, что с этих установок легко запускать ракеты типа Tomahawk, ранее запрещенные ДРСМД.
Восточноевропейские аналитики, опрошенные National Review, такой перспективой очень довольны. Подобным усилением можно "напугать Россию", уверены они. Но поводов для радости на самом деле мало.
По данным Евростата, в 2018 году Россия была крупнейшим поставщиком природного газа и нефти в ЕС – 40,2% и 27,3% соответственно. Кроме того, в девяти государствах-членах НАТО (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Венгрия, Польша, Румыния, Словения и Словакия) доля России в общем объеме национального импорта природного газа составила более 75%.
Те самые страны, на которых возлагается "ответственная" миссия "противодействия России", от нее зависят.
Согласно данным "Газпрома", в 2018 году в Польшу было продано 9,86 млрд кубометров природного газа. Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG может продолжать импортировать российский газ до 2022 года по контракту.
Болгария планирует диверсифицировать свои маршруты поставок за счет импорта СПГ и каспийского газа. Однако Россия в настоящий момент является единственным экспортером природного газа в страну. Более того, как отметил президент Болгарии Румен Радев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, София ожидает, что через Болгарию в Центральную Европу будет поступать еще больше российского газа.
Цифры Газпрома также указывают, что российский экспорт в Румынию в прошлом году увеличился.
Прибалтика, кроме поставок российского газа, зависит и от российской электроэнергии, поскольку электрические сети Латвии, Литвы и Эстонии связаны с кольцом БРЭЛЛ. Эта зависимость сохранится до 2025 года – потом Прибалтика пересинхронизируется на Европу.
Сформировать крепкую антироссийскую коалицию в таких условиях не так просто, как может показаться из воинственных заявлений США и их союзников по НАТО. Учитывая экономические интересы, упомянутым странам было бы по меньшей мере глупо размещать у себя ракеты, развернутые в сторону России. Хотя, конечно, принимая во внимание давнюю традицию стран Балтии действовать в ущерб собственным гражданам в попытках продемонстрировать Вашингтону свою ярую антироссийскую позицию, всякое можно ожидать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.