– Мнения относительно выхода Британии и ЕС без сделки разнятся. Одни полагают, что Brexit без соглашения – это самоубийство для британской экономики, другие считают, что такие опасения преувеличены. Стоит ли бояться "жесткого" Brexit?
– Опасения об огромных потерях обоснованы, но отчасти. Выход без сделки означает введение таможенных тарифов во взаимной торговле. Во-первых, это ведет к подорожанию товаров, а во-вторых, к проверкам на границе. Соответственно, увеличится не только стоимость товаров, но и время их доставки. Наибольшее воздействие будет оказано на те страны ЕС, которые имеют больший товарооборот с Великобританией.
– По каким странам "жесткий" Brexit ударит больнее?
– Самый крупный товарооборот у Британии с Германией. Соответственно – это Германия. А также Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания, Ирландия. Последняя пострадает больше всех.
– Почему именно Ирландия? Здесь играет роль режим поддержки пребывания Северной Ирландии в составе Таможенного союза ЕС и единого европейского рынка, так называемый бэкстоп?
– Да, но не только "бэкстоп", но и торговля. Фактически остров Ирландия функционирует как единый организм. Однако для самой Британии "жесткий" Brexit будет гораздо более чувствительным, чем для стран ЕС.
– По какой причине?
– Она одна. Товарооборот Британии распределен между разными странами ЕС. Тем более есть некоторые сферы, где это чувствительно особенно. В первую очередь – продукты питания и медикаменты. Также может значительно пострадать автомобильная промышленность.
– Получается, поставки автомобилей европейского производства в Британию сократятся?
– Производство автомобилей представляет собой длинные производственные цепочки. Автомобили производятся в разных местах, здесь как раз и возникнут сложности.
– В каких еще отраслях угроза от выхода Соединенного Королевства без сделки более заметна?
– Транспорт. Британия потеряет доступ к единому европейскому небу. Соответственно, британские кампании не смогут совершать рейсы внутри ЕС. Из Франкфурта на Кипр, например.
– "Жесткий" Brexit скажется не только на экономике стран, но и на жителях ЕС, которые проживают в Британии. Как они могут пострадать от выхода без соглашения?
– Обе стороны (Британия и ЕС – прим. Baltnews) готовятся к выходу без сделки. Принимаются меры внутри ЕС и внутри Великобритании, которые предполагают взаимность. То соглашение, которое подписала Тереза Мэй, надежно защищает права граждан. И если соглашение не вступает в силу, то граждане ЕС, проживающие в Великобритании, сразу переходят в разряд мигрантов. То же самое происходит с британскими гражданами, которые проживают в ЕС. Для этого стороны подготовили ряд положений, которые будут гарантировать защиту прав таких людей. Но даже с ними граждане Британии потеряют свободу передвижения в рамках ЕС.
– Это может послужить причиной оттока населения из Британии?
– Вряд ли. Им будет предоставлен статус поселенцев. Те, кто хотел получить гражданство, уже сделал это. Будет заметно сокращение притока населения. Это происходит уже.
– Восточноевропейские эмигранты не вернутся к себе на родину: в Польшу, Латвию, Литву?
– Может быть, кто-то вернется, но вряд ли. Главное, что будет сложнее приехать в Британию, потому что все приезжие попадают под правила миграционной политики страны.
– Глава МИД Британии Доминик Рааб на днях заявил, что после Brexit Лондон создаст новый альянс для "сдерживания" России и Ирана. Можно ли расценивать такие заявления в качестве мер по привлечению союзников после "жесткого" Brexit?
– Британия в любом случае пытается позиционировать себя как великая держава. Ее внешняя политика всегда была активной и останется таковой. Заявления Рааба – попытка придать вес самостоятельной Британии. Союзники Великобритании, повторюсь, будут нужны в торговой сфере.
– В связи с назначением Бориса Джонсона на пост премьера страны вероятен ли сценарий именно "жесткого" Brexit?
– Вероятность велика. Тут вопрос в том, какую позицию займет Палата общин, насколько они будут готовы допустить выход без сделки. Второй вопрос – это просьба британской стороны пересмотреть соглашение в части об ирландской границе. С политической точки зрения, ЕС нельзя идти на уступки, потому как после будет сложно заставить играть по общим правилам те страны, которые будут с чем-то не согласны.
– Влияет ли на что-то смена британского премьера?
– Смена премьера не решила ни одну проблему, все осталось по-прежнему. Единственное, Джонсон готов выходить из ЕС без сделки, в отличие от Мэй. Набор проблем не изменился.