"Страны Балтии занимают политически мотивированную позицию. Это не научный, а политический нарратив, который влияет на позиции местных историков. То есть не историки формируют нарратив, а политики, под которых подстраиваются уже историки", – подчеркнул эксперт.
Дюков объяснил, что если в конце 1980-х – начале 1990-х годов аргументы прибалтийских исследователей звучали правдоподобно и убедительно, то теперь, после введения в научный оборот новых документов, ситуация изменилась.
"Те нарративы, которые 30 лет назад выглядели относительно научно, сейчас таковыми не являются. Причина в том, что за последнее время нам стало известно очень много нового. Страны Прибалтики, несмотря на принципиальное изменение представлений о событиях 1939-1940 годов, продолжают цепляться за не отвечающие современным научным требованиям нарративы и пытаются навязывать их окружающим", – отметил историк.
В странах Балтии продолжают демонизировать пакт "Молотова-Риббентропа" и осуждать вхождение Прибалтики в СССР, проводя между этими событиями прямую связь.
"На самом деле картина гораздо сложнее, чем те примитивные схемы, которые используются для описания событий восьмидесятилетней давности в Прибалтике", – пояснил он.
Напомним, что страны Балтии гораздо раньше, чем СССР подписали аналогичные пакты о ненападении с нацисткой Германией. 22 марта 1939 года договор заключила Литва, а 7 июня – Эстония и Латвия.
Стоит отметить, что прибалтийские республики, подписывая договоры с Третьим рейхом, рассчитывали на помощь Берлина в борьбе Советским Союзом. Согласно отчету высокопоставленного сотрудника пропагандистской Службы немецких новостей для зарубежья Георга Дертингера, найденного в Федеральном архиве Германии, Латвия и Эстония помимо официальных пактов заключили с нацистами секретные протоколы, в которых Рига и Таллин были готовы сотрудничать с Берлином в будущей агрессии против СССР.
"Оба государства (Латвия и Эстония – прим. Baltnews) признают, что опасность нападения для них существует только со стороны Советской России и что здравомыслящая реализация их политики нейтралитета требует развертывания всех оборонительных сил против этой опасности. Германия будет оказывать им помощь в той мере, насколько они сами не в состоянии это сделать", – говорится в отчете Дертингера.