На повестке дня у стран "Группы семи", в которую входят США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада и Япония, стоят вопросы ядерной программы КНДР, выполнения положений Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), ситуации на Украине, в Сирии и Венесуэле.
Среди других проблем, обсуждаемых на саммите, стали повышение торговых пошлин на цифровую продукцию, развитие стран Африки, изменение климата и т. д.
СВПД и Иран
Одной из наиболее спорных тем стал вопрос по спасению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Страны-участницы "Группы семи" не смогли убедить Трампа предоставить исключения из нефтяных санкций против Ирана. По данным Reuters, Тегеран хотел получить разрешение на экспорт нефти объемом не менее 700 тыс. баррелей в сутки, а в перспективе – увеличить объем продаж до 1,5 млн баррелей, сообщил ТАСС.
Конфликт на Украине
Канцлер Германии Ангела Меркель объявила о готовности ФРГ и Франции провести очередной саммит "нормандской четверки". Причем она сообщила, что следующая встреча состоится в Париже.
"Мы, Франция и Германия, подчеркнули, что хотим... после подготовительной встречи советников и, соответственно, министров иностранных дел провести саммит с российским и украинским президентами", – цитирует ее RT.
Ядерная программа Северной Кореи
Наряду с обсуждением соблюдения условий СВПД важной представилась тема денуклеаризации корейского полуострова. В этой связи состоялись переговоры премьер-министра Японии Синдзо Абэ с президентом Трампом, в ходе которых стало известно, что Токио продолжит активное сотрудничество с международным сообществом по этому вопросу, в первую очередь, с Россией и Китаем, передает ТАСС.
Примечательно, что саммит G7 открылся на фоне очередного ракетного запуска Пхеньяна, который 24 августа уже в седьмой раз за последние полтора месяца испытал баллистические ракеты малой дальности.
Пожары в Амазонке
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что лидеры стран G7 едины во мнении, что необходимо помочь странам Латинской Америки в связи с лесными пожарами, конкретные меры поддержки прорабатываются.
"Наш дом горит. Буквально. Тропические леса Амазонки – легкие, которые производят 20% кислорода на всей нашей планете, – в огне. Это международный кризис. Участники саммита "Большой семерки", через два дня давайте обсудим эту чрезвычайную ситуацию в первую очередь!" – заявил он в своем Twitter еще перед саммитом G7.
Our house is burning. Literally. The Amazon rain forest - the lungs which produces 20% of our planet’s oxygen - is on fire. It is an international crisis. Members of the G7 Summit, let's discuss this emergency first order in two days! #ActForTheAmazon pic.twitter.com/dogOJj9big
– Emmanuel Macron (@EmmanuelMacron) 22 августа 2019 г.
Выступление Макрона вызвало бурю недовольства со стороны президента Бразилии Жаира Болсонару и его окружения, но уже через два дня он объявил, что подключит армию к тушению пожаров, что выглядело как имиджевая победа Макрона. Президент Боливии Эво Моралес, напротив, приветствовал намерение "семерки" помочь в тушении пожаров.
Торговые войны
Министры финансов США и Франции обсудили принятый французскими властями законопроект о налогообложении крупнейших компаний, предлагающих цифровые услуги, что стало неприятной новостью для властей США. В ответ Трамп заявил, что Соединенные Штаты могут обложить таможенными пошлинами французские вина в ответ на введенный Парижем цифровой налог, пишет ТАСС. Чем закончились переговоры сторон, неизвестно.
Возвращение России в G7
Одной из самых острых тем на встрече лидеров G7 стало возобновление участия России в работе саммита. И если президент США Дональд Трамп высказался за превращение "семерки" в "восьмерку", то европейские лидеры, в частности, канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и глава Евросовета Дональд Туск выступили против возвращения России.
Трампа поддержал лишь уходящий в отставку премьер Италии Джузеппе Конте. Президент Франции Эммануэль Макрон, ранее поддержавший инициативу Трампа, также заявил, что возвращение России в G7 без выполнения Минских соглашений "было бы равносильно признанию слабости G7". Япония заняла нейтральную позицию.
Россия же пока четко не отреагировала на дискуссию вокруг ее возвращения в "Группу семи". "Что касается взаимодействия с "семеркой", то любое взаимодействие должно иметь конечную цель", – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов, готова ли Россия к более тесной координации с G7, если при этом не будет восстановлена "восьмерка".