Вице-губернатор российской Северной столицы Владимир Княгинин по итогам своего визита в гости к латвийским коллегам рассказал Baltnews о взаимодействии двух городов и поделился впечатлениями от встречи с рижским мэром Олегом Буровым.
– Г-н Княгинин, в латвийской столице с 17 по 19 октября проходили Дни Санкт-Петербурга. В это время вы находились там с визитом. Как часто вы бываете в Риге? Замечаете ли изменения, которые происходят в городе?
– Я часто бываю в Риге. Могу сказать, что это явно один из самых крупных и динамично развивающихся центров Балтии. Видно, что у Риги были разные приоритеты в разные периоды.
Что бросилось в глаза в этот раз – это то, что аэропорт Риги все более и более напоминает хаб для балтийского региона и отчасти Северной Европы. Очевидно, что если Таллин – это паромы, соединение с Хельсинки, со Скандинавией, то Рига взяла на себя значительный объем перевозок на постсоветском пространстве – в Балтии, отчасти в Белоруссии, значительный объем стыковочных рельсов между Россией и Западной Европой.
Что еще бросилось в глаза – все большее разнообразие туристического потока в Риге. Появилось значительное количество туристов из Китая и других азиатских стран. В этом отношении Рига выполняет функцию центра притяжения для туристов.
Честно, я первый раз принимаю участие в такой официальной программе в латвийской столице. Для меня это знакомство с новой Ригой, которую я до этого не видел. Для меня в этом отношении был интересен тот существенный объем контактов, которые у нас есть в культурной сфере. "Золотая маска" – Рига вся увешена объявлениями о предстоящих спектаклях. Огромное количество концертов российских артистов. Интенсивный обмен книгами в книжных магазинах.
И учитывая многоязычие, что русский язык – один из основных для города, мне было интересно посмотреть, что происходит в образовательной сфере, насколько она реагирует на сложную языковую структуру жителей города.
– Это интересный момент. Что вы увидели?
– Мы все знаем, что принято решение на уровне официального правительства переводить все образовательные учреждения на государственный язык в качестве основного – школы и вузы, у которых в языковом вопросе была автономия, вынуждены будут поменять свои образовательные программы в ближайшие годы.
Тем не менее русский язык присутствует и даже развивается. Есть центры русского языка, в том числе, фонда "Русский мир". Наши посольства содействуют тому, чтобы выпускники рижских школ и других в Латвии могли сдать ЕГЭ в Риге.
Мы, кстати, обсуждали с вузовским сообществом и городской думой возможности увеличения объема академической мобильности, обмена студентами. Понятно, что муниципальные власти на это влияют относительно – это выбор самих учащихся. Но у нас есть возможности наращивать обмены с теми, кто уже поступил, – в рамках болонской системы. Есть возможности выдачи двойных дипломов – это обсуждалось. В этом смысле для тех, кто хочет учиться на русском языке, создаются дополнительные возможности.
И, конечно, мы считаем, что недостаточен объем учащихся в Санкт-Петербурге латвийцев. Сейчас чуть меньше 300 человек студентов и аспирантов в петербургских вузах. Нам бы хотелось больше. Мы хотим наращивать количество иностранных студентов – это создает новые стандарты подготовки.
– Что вы в целом думаете о "латышизации" образования, которая сейчас происходит в Латвии?
– Сложная ситуация. В некоторых случаях она задевает интересы людей.
– Должно быть, эти условия поднимут спрос на образовательные программы, которые предлагает Санкт-Петербург.
– В целом, здесь не идет речь о какой-то политической ситуации. Мы видим, что молодое поколение в Латвии уверенно владеет английским языком. То есть они могут позволить себе уехать учиться, например, в Голландию.
Для нас это вопрос качества предоставляемых нами образовательных услуг. У нас есть основания рассчитывать на студентов из Латвии – и это связано не с политическими предпочтениями и даже не с русским языком. Хотя понятно, что важно учиться в среде, где тебе понятно и комфортно. Но в пользу Петербурга говорит рост мест петербургских вузов в международных рейтингах. Мы сейчас получили последние рейтинги QS и Times. Наши петербургские вузы движутся в этих рейтингах – мы можем участвовать как сильные игроки в сфере образовательных услуг в международных рейтингах. Наше предложение конкурентоспособно.
– Какие еще вопросы обсуждались в ходе вашего визита?
– Это были не только вопросы образования, но также и туризм, вопросы взаимных поездок. У нас хорошее авиационное сообщение. Нормальное мобильное сообщение. Поезд, конечно, долго идет – но железнодорожным транспортом передвигаются все равно.
У нас огромные культурные контакты, еще раз подчеркну. Театральное искусство было предметом дискуссии. Были проведены мастер-классы, подписаны соглашения между театрами, между Балтийским домом и Рижским русским театром. Идет обмен культурными традициями.
Экономика в сложной ситуации, все же мы живем в режиме санкций и контрсанкций. А культура, образование, здравоохранение оказываются более понятными каналами взаимодействия, где Санкт-Петербургу с Ригой в целом нечего делить, мы чувствуем позитивный настрой от тех, кто заинтересован во взаимодействии с нами. Спектр культурных мероприятий был исключительно позитивен.
И по педагогике у нас была языковая подготовка, потому что русский язык – часть нашей миссии, часть исторического значения.
– Языковая подготовка – вы имеете в виду для учителей в Латвии?
– Да. Были для учителей, для филологов, и были курсы повышения квалификации по коррекционной педагогике – проблемы детской речи, логопеды работали. У нас школы взаимодействуют и в сфере спортивных мероприятий. В целом, если брать культуру, туризм, образование, здравоохранение, скорее общих вопросов совместной работы было больше, чем просто передачи опыта и ознакомления.
Чем-то Рига и Петербург схожи. Есть исторический центр. У Риги есть центр, который старше Петербурга, есть значительное количество районов, которые были построены в примерно то же самое время, что и индустриальная застройка Петербурга конца XIX – начала XX века. Мы обменялись и подходами к реставрации и содержанию этого исторического архитектурного наследия, тому, как проводить ремонт, техническим вопросам, реставрации деревянных домов.
Интерес для нас представляло то, как устроено правовое регулирование в Риге, как применяются правовые режимы этих объектов. Здесь рижане в целом продемонстрировали нам достаточно строгий подход к собственникам, побуждающий последних заботиться о состоянии объектов.
– А рижанам что было интересно?
– Рижане на уровне городской думы проявили интерес к тому, как у нас строятся технические системы освещения, какие есть решения по освещению, подсветке архитектурных зданий, технических сооружений.
Кстати, мэр сказал, что в свое время Рига, когда использовала передовые решения по изменению подсветки в городе, в чем-то ориентировалась на Санкт-Петербург. Не заимствовала, но Петербург был городом, подтолкнувшим рижан к новациям в технической стороне.
Они, кстати, заинтересованы в обмене опытом по освещению, потому что здесь в Петербурге в целом полно таких инновационных подходов по освещению города, эстетических решений по подсветке. В энергосберегательных технологиях, возможно, рижане еще раз готовы посмотреть на опыт Петербурга.
Для рижан интересно, каким образом можно инвентаризировать существующую индустриальную застройку. Мы договорились, что делегации Риги, когда та приедет, мы покажем то, что делают наши большие креативные площадки типа ArtPlay, "Бертгольд Центра" и так далее. То, как в целом насыщено и сложно в исторической среде появляются и разворачиваются новые виды деятельности.
– Рижане визит планируют?
– Как устроены эти визиты: дни Санкт-Петербурга в Риге и дни Риги в Санкт-Петербурге проходят периодически. С Ригой мы обмениваемся такими днями раз в два года. Правда, в последний раз Рига была в Санкт-Петербурге в 2016 году. Прошло больше двух лет, но, возможно, это связано с тем, что в Риге поменялась власть.
Мы намерены продолжать традиции. Городские власти, депутаты, представители городского хозяйства Риги – частые гости в Санкт-Петербурге. Речь идет не только о туристических поездках.
Для них притягателен и урбанистический форум, и культурный форум – грандиозное событие международного масштаба, крайне интересное. Мы предварительно согласовали образовательный форум, который у нас будет в следующем году весной. В этом году уже прошел.
Мы предварительно согласовали такую возможность – формировать дорожную карту по обмену опытом между комитетами и возможностью расширения разного рода деловых и культурных контактов, но с переводом уже в конкретные проекты.
Дорожную карту уже сделали, можно будет ее подписать во время Петербургского международного экономического форума, но здесь все зависит от того, насколько мы сможем ее проработать, наполнить конкретикой. Все в наших руках. В наших и Рижской городской думы. Надеюсь, справимся.
– Вы упомянули о смене власти в Риге. Олег Буров – совсем недавно мэр. Вы с ним встретились, провели переговоры. Какое у вас впечатление о нем сложилось?
– В целом у меня сложилось впечатление, что настрой у него позитивный, он позволяет нам взаимодействовать. Муниципалитетам, имеющим схожую историю во многом, проблемы и задачи очень похожие, достаточно просто найти общий язык. Хотя Санкт-Петербург не в чистом виде муниципалитет, это целый регион. Но и Рига не простой город – это столица Латвии, у нее тоже особый статус.
Но настрой позитивный. Мы нашли достаточно быстро набор точек соприкосновения и возможности дальнейшего выстраивания взаимодействия. Если брать ход дискуссии, то видно, что Буров – весьма большой профессионал в вопросах городского хозяйства и развития. Тем не менее и он, и его коллеги в целом адекватно восприняли и повестку культурного и образовательного взаимодействия.
Я не буду говорить про политику, я плохо себе представляю политическую жизнь Риги. С точки зрения взаимодействия Санкт-Петербурга и Риги – все было понятно, все было в рабочем режиме. Это было такое рабочее взаимодействие.
– Какое влияние это, судя по вашим словам, достаточно интенсивное сотрудничество оказывает на отношения между Латвией и Россией?
– У нас есть своя задача, своя миссия. Каждый раз, когда мы такого рода мероприятия проводим, мы обсуждаем взаимодействие с точки зрения городского хозяйства, мы обсуждаем взаимодействие с точки зрения деловых контактов и развития туризма.
Но мы при этом и фиксируем свою позицию. Она выражается в том, что для нас важны вопросы обучения языку, нам важны вопросы образования, потому что это часть нашей собственной повестки.
Мы обязательно фиксируем нашу позицию по отношению к блокадникам, живущим сейчас на территории наших соседних государств, потому что, вы знаете, что 75-летие окончательного снятия блокады мы праздновали в этом году. На следующий год на 75-летие Победы мы обязательно встретимся с ветеранскими организациями. Еще раз говорю, блокадники – для нас особая категория, особый пласт людей, с которыми мы считаем долгом и честью поддерживать отношения.
В этом смысле наше присутствие выполняет две функции. Первая – нормальные отношения с соседями, они должны развиваться, и наше присутствие в Риге – часть такого нормального развития соседских отношений. Мы не рассматриваем вопросы межгосударственного характера, мы отвечаем за тот слой вопросов, который относится к человеческим и хозяйственным. Но у нас есть и своя политика, мы ее тоже реализуем, нам не безразлично, как относятся те же самые ветеранские организации и те, кто пережил блокады, к родному городу, есть ли у них возможность вступить в какой-то контакт с представителями Санкт-Петербурга. Нам кажется это тоже крайне важным обстоятельством. Долг перед этими людьми невосполним.
Если разбираться, как влияет наше сотрудничество на межгосударственные отношения – я считаю, надо стремиться разговаривать. Ситуация, которая сложилась между нашими странами, сложная, но она требует постоянной, каждодневной работы. Мы свою функцию в этом отношении выполняем. Свою часть отрабатываем.