Латвия отныне не будет играть роль "моста" между Россией и Западом, заявил президент республики Эгилс Левитс.
"Сегодня функция "моста" с прямой коммуникацией больше не нужна. Идея о Латвии как мосте между Востоком и Западом больше не актуальна", – заявил он в ходе встречи с представителями Немецко-Балтийской торговой палаты.
Левитс добавил, что для республики приоритетным направлением является интеграция в западное сообщество. Латвия уже давно является полноценным членом Евросоюза и следует общеевропейскому курсу вместе со всеми, подчеркнул он.
Выпавшее звено
Заявление Левитса крайне неоднозначное, считают эксперты – Латвия никогда не была для России "окном" в Европу. Вероятнее всего, высказывание было ориентировано на "западных доноров" Латвии.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко напомнил, что идея о роли Латвии как о звене, "связующем Запад с Россией", зародилась у прибалтов в 1990-е годы, прямо перед вступлением в Евросоюз.
"Они убеждали всех, что лучше их никто не знает Россию, поскольку они были в составе Советского Союза. Но при этом не стоит забывать, что такой мост нужен, когда между сторонами нет прямого контакта", – приводит слова эксперта RT.
Эксперт отметил, что России уже тогда не был нужен никакой "мост" для выстраивания сотрудничества с Евросоюзом и НАТО.
"Уже в 1997 году были заключены договоры между Россией и ЕС и между Россией и НАТО. В этих документах оговаривался весь механизм контактов, и нигде не упоминалось о каком-либо связующем звене".
К идее "моста" между Востоком и Западом обращались прибалтийские бизнесмены, чтобы поспособствовать налаживанию контактов правительств республик с Россией. Несмотря на это, эксперт назвал подобные утверждения безосновательными. Россия выстраивает прямые отношения с Европой, без участия третьих лиц.
"Москва никогда не нуждалась в посреднике в лице Латвии, и никто не назначал латвийское государство на эту роль. У нас есть представительство при ЕС, в котором работают более 100 человек. В Москве находятся посол ЕС и около 80 человек из европейской дипломатии. Зачем нужна Латвия? Может, 20 лет назад это и было актуально, но не сейчас", – заключил он.
Почему именно сейчас пришло время "жечь мосты"?
Заявление сделано очень своевременно – страна стремится показать свою приверженность европейскому курсу, ведь ведутся ожесточенные споры по принятию нового семилетнего бюджета организации. Латвия рискует потерять прежний объем дотаций, и, чтобы сократить потери, стоит подобрать весомые аргументы, которые побудят "доноров" финансировать "просящих", полагает эксперт.
"Это все говорится для того, чтобы выпросить деньги. Сейчас формируется бюджет на 2021–2027 годы, и всем прибалтам урезают дотации. Теперь они ищут какое-то объяснение того, зачем Европа должна их финансировать", – пояснил Оленченко.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич считает, что Латвия своей недружественной риторикой в адрес России сначала лишила свои порты российских грузов и ввязалась в авантюру с Rail Baltica, которая ей не по карману. А теперь пришло время заявить, что она не будет играть "роль связного", которую не играла.
"Спустя годы Латвия сделала многое для ухудшения условий работы потенциальных экспортеров из России и Белоруссии. Начало 2020 года показало, что железная дорога не нужна, порты не нужны и транзит Латвии уже не предлагают. То есть заявление Левитса нужно читать наоборот: сначала Латвия своей безумной политикой лишила себя транзита, повесила себе на обременение железную дорогу, с которой теперь не знает, что делать, а сейчас задним числом говорит, что ей не нужна роль связного между ЕС и Россией".
Еще в начале своего президентского срока Левитс подчеркнул, что Латвия – неотъемлемая часть Запада и больше не "мост", связующий Россию и Европу, а политика Латвии в отношении России должна соответствовать общеевропейской.
"Никакого моста. Мы – Запад. На мосту или под мостом пускай сидят другие. Мы – часть Запада. Следует стараться, чтобы отношения Латвии с Россией были хорошими, однако они должны быть частью общей политики Евросоюза по отношению к Российской Федерации", – заявил он.