Какой была Елгава в период правления герцога Якобуса? Могло ли Курляндское герцогство войти в состав России на 135 лет раньше, а также насколько плодотворными для территории Латвии оказались связи с Российской империей? Об этом Baltnews рассказал историк и публицист, недавно выпустивший две книги по истории Елгавы в период Курляндского герцогства Виктор Гущин.
– Г-н Гущин, известно, что вы выпустили две книги, посвященные древней истории Елгавы, скажите, что побудило Вас заняться этой темой?
– Если кратко, то Елгава – это мой родной город, город с уникальной историей, последовательного и детального изложения которой, к сожалению, пока нет. Существуют лишь отдельные работы, посвященные конкретным темам, например, первым герцогам в истории Курляндского герцогства, отдельно – герцогу Якобусу (Якобу, Якову, Екабу), истории Елгавы в период Северной войны, Анне Иоанновне и герцогу Бирону, архитектору Растрелли, Казанове, Калиостро, Людовику XVIII, истории Елгавы в период Отечественной войны 1812 года или каким-то другим сюжетам. Но, повторюсь, последовательного и детального изложения истории города от момента его основания и до настоящего времени нет.
Практически весь XIX век, да и XX век можно назвать "белым пятном" в истории города. На этом фоне появляются публикации, содержащие как фактические ошибки, так и допускающие идеологические спекуляции.
Правда, по большей части это касается истории Елгавы в период СССР, но то же самое можно сказать и жизни города во время Российской империи. Несмотря на то, что именно на период Российской империи пришелся расцвет Елгавы, да и остальная территория Латвии быстро развивалась.
Например, было издание книг на латышском языке, а Елгава была крупным центром книгопечатания, появление школ с латышским языком обучения и латышского театра, наконец, появление латышских общественных организаций и строительство Домов латышского общества. Все это создавалось и строилось именно в период пребывания территории нынешней Латвии в составе Российской империи.
Поэтому основная задача, которую я ставил перед собой как исследователь, это показать тесную связь Курляндии и Митавы (старое название Елгавы – прим.Baltnews), Латвии и Елгавы с историей России и СССР. И во всех моих книгах эта связь будет прослеживаться.
В сегодняшней Елгаве, к сожалению, никак не отмечены имена многих выдающихся митавцев русского происхождения. В их числе: выдающийся конструктор Александровский Иван Федорович, знаменитый на весь мир генерал-фортификатор Эдуард Иванович Тотлебен – потомок обрусевших немцев, художники Евгений Климов и Федор Рожанковский и многие, многие другие.
– Но все же свои книги вы выпустили не по этому периоду, а посвятили их более давним временам?
– Да, я начал с момента основания города до герцога Якоба, или Якобуса, как его называли в русских дипломатических документах. Другая книга посвящена истории Елгавы в период Северной войны и ее последствиям, как для города, так и для всего Курляндского герцогства. Правда, хочу отметить, что эта книга – третья в задуманной мною серии книг по истории Елгавы в период Курляндского герцогства, а вторая книга посвящена первым дипломатических контактах Курляндского герцогства с Россией, от царя Ивана Грозного до Петра I.
Кроме уже упомянутой книги по истории дипломатических контактов России и Курляндского герцогства, уже почти готовы книги по истории Елгавы в период с 1796 года до 1812 и о пребывании в городе Людовика XVIII. В стадии завершения находятся и книги об истории строительства в Елгаве в первой половине XIX века и истории Елгавы в период немецко-фашистской оккупации с 1941 по 1944 год.
– Скажите, а что новое может найти для себя читатель, интересующийся историей, в ваших вышедших книгах о Елгаве?
– Последовательное и довольно подробное изложение истории Елгавы основано не только на имеющейся литературе, но и на документах из Латвийского государственного исторического архива, Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге, а также других архивов, музеев и частных коллекций. Поэтому новых данных или новых интерпретаций во всех книгах будет много.
К примеру, сейчас Елгава готовится к празднованию 755-й годовщины со дня основания города, поскольку считается, что Елгава она была основана в 1265 году. Но 1265 год – это дата начала строительства Митавского замка, а не города. Принятая датировка – это немецкая традиция ведения хронологии истории города.
Хотя латышская историография приняла эту дату как свою, мы вправе начинать историю города с более раннего периода, а именно со времени существования древнего земгальского торгового порта на нынешнем Дворцовом острове.
Упоминания о нем имеются с конца XII века и именно на месте этого торгового порта немецкие рыцари-крестоносцы как раз и построили свой замок.
Вовсе неслучайно, в энциклопедии Britanica, в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона и в Большой Советской Энциклопедии указывается иной год основания Елгавы – 1226. Правда, ни в одном из упомянутых изданий не указывается документальный источник, который позволяет аргументировать эту дату. Но все равно я считаю возможным считать именно эту дату – 1226 год – датой основания города. Но если так, тогда в 2026 году Елгаве исполнится 800 лет.
Во всех своих книгах я привожу различные архивные документы. В третьей книге, например, впервые представлены так называемые Аккордные пункты, то есть договор, на основании которого шведы сдали Митавский замок русским войскам в 1705 году, во время Северной войны. Нигде раньше я не встречал ни изображение страниц этих Аккордных пунктов, ни тем более их перевода с немецкого на русский язык. У меня в книге это есть и, честно скажу, я этим очень горжусь.
Другой интересный факт: когда шведы во время Северной войны захватили Митаву, они вывезли ценнейшую библиотеку курляндских герцогов со многими редкими книгами в Ригу, которая до 1710 года оставалась под властью Швеции.
Потом, когда фельдмаршал Борис Шереметьев в 1710 году после длительной осады взял Ригу, библиотека по приказу Петра I была отправлена в Санкт-Петербург, где стала основой для создания библиотеки Российской академии наук.
Также в книге рассказывается о борьбе России, Саксонии и Польши за контроль над Курляндским герцогством через попытки женитьбы на вдовствующей курляндской герцогине Анне Иоанновне. На ее руку претендовали граф Мориц Саксонский и Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, хотя последний к этому времени уже давно был женат и имел взрослых детей.
– Вы говорите, что пытаетесь в своих книгах показать тесную связь города с Россией, а по этой теме на какие архивные документы вы ссылаетесь?
– К примеру, дипломатическим контактам Курляндского герцогства с Россией у меня посвящена целая книга, которая, я надеюсь, выйдет до конца этого года. Это второй том, где читатель больше узнает о герцоге Якобе, или Якобусе. Он был первым правителем на территории Латвии, который осознал не просто необходимость тесного сотрудничества с Россией, но и рассматривал вариант вхождения Курляндского герцогства в состав Московского царства на условиях полного подчинения и защиты.
Был подписан соответствующий договор между герцогом Якобусом и царем Алексеем Михайловичем. Но в силу он так и не вступил, поскольку герцог Якобус был пленен шведскими войсками и отправлен в Ивангородскую крепость, где вместе со своей семьей находился в заключение до 1660 года.
Территория Курляндии всегда была местом постоянных вооруженных конфликтов. И мне представляется, что именно это и побудило герцога Якобуса подписать упомянутый договор с Московским царством, поскольку он осознал, что только под защитой России Курляндское герцогство сможет избежать судьбы территории, которая является объектом постоянных вооруженных притязаний.
Но в состав России Курляндское герцогство вошло только в 1795 году, и именно это обеспечило мирное развитие Курляндской губернии вплоть до 1915 года, исключая шестимесячный период прусско-французской оккупации во время Отечественной войны 1812 года. Более ста лет Курляндия развивалась в условиях мира, чего до ее вхождения в состав России не было.
– То есть получается, что лишь связь с Россией могла обеспечить мир и развитие этой территории?
– Да, я считаю, что нахождение Латвии в составе Российской империи и СССР дало ей небывалое развитие. А после распада СССР территория Латвия снова стала объектом притязаний со стороны очень многих государств. Речь идет о Швеции, США и других странах. США, к примеру, прямо пытаются сделать из Латвии военный полигон. Так что мы опять сталкиваемся с ситуацией, которая существовала до 1795 года.
История повторяется, и Латвия из территории мира, какой она была с 1795 до 1915 года и с 1945 до 1991 года, после 1991 года вновь превратилась в объект политических и военных притязаний со стороны стран Запада, что может привести к трагическим последствиям для страны и ее народа. Но если в свое время эту угрозу хорошо осознавал герцог Якобус, то нынешние власти придерживаются совсем иного мнения.