Некоторые политики стран Балтии на протяжении всего постсоветского периода занимаются переоценкой итогов и значения Второй мировой войны, вселяя в умы своих жителей идею о том, что Гитлер имел благородные цели. Однако факты говорят об обратном.
В отношении Прибалтики в планы фюрера, в первую очередь, входило уничтожение, частичная высылка на восток и частичное германизирование населения. Именно благодаря скоординированным действиям советского командования страны Балтии не стали жертвами колонизаторской политики нацистской Германии, а по сей день имеют все возможности для свободного существования и развития.
Прибалтийские страны, с точки зрения немецкого руководства, прикрывали Восточную Пруссию с северо-востока. Контроль над ними позволял германскому флоту действовать в восточной части Балтийского моря и поддерживать связь со скандинавскими странами, которые поставляли Германии стратегические материалы. Из Прибалтики в Рейх также поступали большие объемы необходимого продовольствия и нефтепродуктов.
Предполагалось, что латыши, эстонцы и литовцы могут пригодиться при колонизации захваченных немцами территорий.
Какие планы были у Гитлера
Специальную записку для фюрера об обращении с местным населением восточных территорий еще в 1940 году подготовил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.
"…Латыши, литовцы и эстонцы – это низшие расы, в связи с этим обстоятельством необходимо обозначить степень отношения к этим народам", – отмечал Генрих Гиммлер в документе.
"Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры", – считал Рейхсфюрер СС.
Для не немецкого населения, в соответствии с этим документом, образование планировалось ограничить четырьмя классами народной школы, в которой дети должны были научиться лишь простому счету, умению расписаться, и понять, что божественная заповедь заключается в "повиновении немцам, быть честным, старательным и послушным".
Операция была важна для всего мира
Возможность быстро разгромить Германию зависела во многом от исхода сражений в Прибалтике осенью 1944 года, Сталин и Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) это прекрасно понимали.
Прибалтийская операция проводилась с 14 сентября по 24 ноября 1944 года с целью освобождения Эстонии, Латвии и Литвы от немецких войск.
"Это была действительно очень серьезная и масштабная операция, которая имела не только военное, но и сильно политическое значение для, конечно, всего мира", - отмечает Алексей Говоров, кандидат технических наук, полковник запаса, внук маршала Говорова в документальном фильме "Освобождение. 44-й. Прибалтика" телеканала МИР-24.
14 сентября 1944 года первыми начали наступление войска трех советских Прибалтийских фронтов. Целью была Рига. О важности операции говорит тот факт, что общее руководство фронтами Сталин первоначально возложил на начальника генерального штаба – Маршала Александра Василевского. Но уже в ходе операции, с 1 октября 1944 года, координирование действий 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов по решению Ставки ВГК было возложено на маршала Советского Союза – Леонида Говорова.
Осенью и зимой 1941 года 5-я армия, которой командовал Говоров, сыграла ключевую роль в боях под Можайском и затем приняла участие в декабрьском контрнаступлении под Москвой, Ставка ВГК это, конечно, отметила.
В Прибалтике Говорову пришлось столкнуться на поле боя с генерал-полковником Фердинандом Шернером, командующим группой армий "Север", которого за глаза называли "любимцем Гитлера".
"Шернер очень любил репрессивные меры воздействия на солдат и младших командиров с наказанием за оставление позиций", – отмечает Алексей Исаев, кандидат исторических наук.
Таллинская операция
Для успешного освобождения Риги необходимо было провести ряд вспомогательных операций, которые позволяли расчленить группировку Шернера. Поэтому Советский союз принял решение о проведении Таллинской операции.
Генерал-полковник Шернер 15 и 16 сентября докладывал Гитлеру, что для германских войск в Прибалтике, потерявших почти половину своего состава, наступил критический момент. Группа армий "Север" была не в состоянии вести длительную оборону, и у нее остается одна возможность – отойти.
Немецко-фашистское командование, которое ранее не допускало и мысли об отходе, теперь отодвинуло свои войска на подготовленные тыловые рубежи между Рижским заливом и Даугавой, в 60-90 км от Риги. Но при этом Гитлер приказал любой ценой удерживать Ригу.
17 сентября, когда все внимание генерала Шернера было приковано к Рижскому направлению, войска Ленинградского фронта маршала Говорова начали наступление на Таллин.
"Конечно, проще простого было согласованными действиями артиллерии стереть его с лица земли, не надо было бы терять времени и сил. Но, дело в том, что действия наших фронтов и в Прибалтике, и в Европе строились таким образом, чтобы по возможности сберечь города, столицы, культурные центры", – рассказал полковник запаса, внук маршала Говорова.
22 сентября Таллин был освобожден.
Освобождение Риги
После этого Сталин поручил Говорову задачу координировать действия трех фронтов, которые должны были освободить Ригу.
"Замысел был в том, чтобы с разных сторон сдавить врага. Если не удастся окружить, как это было задумано первоначально, то хотя бы вытолкнуть. И на какой-то момент наступление застопорилось, и Ставка ВГК приняла решение перенести направление главного удара. Замысел был удачным", – отметил Дмитрий Хазанов, военный историк, кандидат технических наук.
Удар снова был нанесен там, где немцы его не ждали. Целью в этот раз стал город Мемель, который сегодня называется Клайпеда. Удар наносил командующий первым Прибалтийским фронтом – генерал Иван Багромян.
Уже на шестой день наступления советские войска вышли в районе Паланги к побережью Балтийского моря, отрезав тем самым группу армий «Север» от коммуникаций, связывавших ее с Германией. Такой результат положительно повлиял на всю советскую стратегию.
Так, генерал Шернер оказался в ловушке. В историю эта операция вошла под именем Курляндского котла.
После того, как немцев удалось запереть в Курляндском котле, Ставка ВГК поручила Говорову завершить дело, с которого и началась вся Прибалтийская операция – освободить Ригу. И 13 октября город был освобожден.
Но в те дни, когда жители Риги восторженно встречали советские части, маршал Говоров при поддержке Балтийского флота атаковал войска генерала Шернера на островах Моонзундского архипелага. Эта операция должна была стать финальным этапом наступления в Прибалтике.
Острова Моонзундского архипелага имели стратегическое значение. Они перекрывали выход из Рижского залива в Балтийское море. Поэтому Гитлер отдал приказ Генералу Шернеру удерживать эти территории любой ценой.
Последний остров архипелага (Сааремаа) был освобожден 24 ноября. Так был положен конец Прибалтийской стратегической наступательной операции.
В результате наступления советских войск группа армий "Север" генерала Шернера была изгнана практически из всей Прибалтики и потеряла коммуникации, связывавшие ее по суше с Восточной Пруссией.
Курляндский котел
Вскоре Сталин поручил маршалу Говорову закончить операцию в Курляндском котле.
Основную часть войск Шернера в этот момент составляли части, которые прежде занимались блокадой Ленинграда. В этот раз в блокаде оказались сами немецкие войска. Но фашисты не хотели сдаваться войскам Ленинградского фронта, доходило даже до того, что они съедали своих строевых лошадей. Они боялись, что ленинградцы начнут мстить, и тянули время.
Но время тянул и сам Говоров. Маршал хотел сберечь свои войска.
Немцы в Курляндском котле начали сдаваться уже после того, как пал Берлин.
31 мая 1945 года Леонид Говоров был награжден высшей военной наградой Советского союза – орденом "Победа" за разгром немецких войск под Ленинградом и в Прибалтике.