Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в давние стремления стран-членов Евросоюза нарастить военный потенциал региона и стать "самостоятельными" в вопросе обороны. Теперь все планы по выстраиванию эффективной системы защиты Европы без участия США рухнули окончательно.
Однако коронавирус был лишь финальным аккордом, так как европейские страны еще до начала кризиса начали постепенно сокращать военные расходы. Этому поспособствовал не только Брексит, но и новый экологический курс, который стоит недешево. Об этом пишет американское издание New York Times.
"…Даже в ходе предварительных переговоров стран ЕС по принятию многолетнего бюджета вызвал много споров, в частности, из-за Брексита, уже тогда необходимость военных расходов не была центральным вопросом в повестке дня. Еврокомиссия сократила оборонный бюджет более чем вдвое, до 6 млрд евро. Предлагаемое финансирование военной мобильности сократилось с 6,5 млрд евро до 2,5 млрд евро, затем до 1,5 млрд евро, и теперь, по последнему предложению, стремится к нулю", – сообщает издание.
Уже сейчас очевидно, что все средства, которые имеются у ЕС, будут брошены на спасение наиболее пострадавших стран. В новых условиях в приоритете будет спасение компаний от разорения, а населения – от бедности и безработицы. Кроме того, пандемия коронавируса не отменила глобальное потепление и проблемы с экологией, и европейские страны и дальше будут жертвовать на достижение "экологической нейтральности" все свободные средства.
"Военные расходы, скорее всего, проиграют, что делает крики о европейской смелости и самообеспеченности все более пустыми", – пишет New York Times.
Когда все началось?
Первые возгласы из Европы раздались, когда к власти в США пришел Дональд Трамп. Тогда президент Франции Эммануэль Макрон анонсировал новый курс так называемой стратегической автономии региона, согласно которому Европа должна перестать опираться на США в вопросе обороны. Отметим, что европейские страны вложили в оборону за 2019 год 356 млрд евро. Больше всех потратили Франция и Германия – объем оборонного бюджета составляет 50,1 млрд и 49,3 млрд долларов соответственно, что позволило им занять 6 и 7 места в мировом рейтинге.
В условиях пандемии коронавируса вопрос "автономности" стал еще острее, потому что рейтинг США значительно поколебал размах пандемии, и как "хаотично и эгоцентрично" Вашингтон действовал в этих условиях.
"Хаотичная и эгоцентричная реакция Вашингтона на вирус сделала европейцев еще более уязвимыми", – пишет издание.
По словам бывшего министра обороны Польши Радослава Сикорского, пандемия "была еще одним гвоздем в гроб европейского доверия к руководству США". "Но если идея европейской автономии укрепилась благодаря кризису, то способность ее профинансировать оказалась заморожена", – указал он.
Теперь денег у Европы на инвестиции в оборонный бюджет нет. Экс-командующий армией США в Европе Бен Ходжес заявил, что, если денег нет, значит, европейцы к этому несерьезно относятся. Однако все споры о финансах касаются только того, как восстановить экономику и спасти разорившиеся в коронавирус страны ЕС от кризиса. В таких условиях вероятность увеличения расходов на оборону просто исключена.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг стремится направить европейцев, как ему кажется, на "путь истинный". В качестве "угроз безопасности" первую строчку, по его словам, как обычно, разделили Россия и Китай. Для поддержки рейтинга НАТО он заявил, что Европе следовало бы вкладывать средства в оборону, так как они "могут быть мощным двигателем экономического восстановления", однако ведущую роль в обеспечении безопасности ЕС играет НАТО, который ничто не заменит.
Европейские военные эксперты полностью поддерживают НАТО, но не создание "мощной европейской армии". Они только предлагают увеличить свой вклад в поддержку НАТО.
Дерек Чоллет, бывший помощник министра обороны США заявил, что зависимость Европы от США в вопросах обороны будет продолжаться, создавая дополнительную нагрузку на американский бюджет, ведь и Вашингтон теперь находится в затруднительном положении.
"Будут новые дебаты о том, что такое безопасность, поскольку этот вирус нанес больший ущерб и убил больше людей, чем любая обычная власть могла бы сделать за такой короткий период времени. Безопасность Прибалтики может показаться немного теоретической в наши дни, когда ничто в этом кризисе не кажется теоретическим", – заявил он.