Лондонский Международный институт стратегических исследований (IISS) провел анализ российских вооруженных сил и пришел к выводу, что сейчас они находятся в наиболее боеспособном состоянии со времен окончания холодной войны, сообщил Bloomberg со ссылкой на доклад "Оценка российской модернизации вооруженных сил".
"Лондонский институт стратегических исследований – очень уважаемое учреждение, достойное. То, что так высоко оценил боеготовность вооруженных сил России и модернизацию, – тоже справедливая оценка, которая опирается на конкретные достижения, которые у нас были", – отметил в беседе с Baltnews военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.
Единственное, с чем не согласился эксперт, – формулировка "со времен окончания холодной войны". Литовкин обратил внимание на то, что холодная война никогда не прекращалась, особенно в информационном поле:
"А если говорить о холодной войне в сопоставлении вооружений, то до 2008 года российская армия влачила жалкое существование: по полгода не платили офицерам денег, стремительно сокращалась армия, не выделялись квартиры. Содержание офицеров было нищенское, ведь бабушка у метро получала больше, чем командир взвода, отвечающий за 30 солдат и три десятка видов боевой техники".
Российская армия: до 2008 года и сейчас
После августа 2008 года правительство России существенно модернизовало вооруженные силы. Например, для сравнения стоит обратить внимание на цифры: в 2008 году было 180 тысяч бесквартирных офицеров, что практически две трети офицерского состава; сегодня бесквартирных осталось 15 тысяч.
"Дело не только в квартирах и содержании, которое выросло. Сегодня армия становится профессиональной, контрактников больше, чем призывников – около 400 тысяч против 270–280 тысяч", – отмечает Виктор Литовкин.
Кроме того, армия получает современную технику. В 2010 году была составлена госпрограмма вооружения, которая выполнена на 94%. Недостающие проценты связаны с военно-морским флотом (ВМФ) и, в частности, строительством кораблей, которое затормозилось из-за отказа Украины поставлять нам двигатели.
"Сегодня наши заводы производят двигатели, которые Украина отказалась поставлять, и эта брешь тоже будет закрыта. Но с 1991 по 2010 год ни одна госпрограмма вооружения не была выполнена более 20%, потому что на закупку, разработку вооружений, модернизацию заводов средства не выделялись. Только с 2010 года началась модернизация: и в армии, и в заказах, и в новейшей продукции, и в переоборудовании предприятий", – указывает военный эксперт.
Также, по словам Литовкина, немаловажен тот факт, что армию перестали привлекать к хозяйственным работам, и теперь она занимается исключительно боевой подготовкой:
"Солдаты не метут плац, не чистят картошку на кухне и так далее. Они занимаются тем, чем они призваны заниматься, – готовятся воевать, защищать свою жизнь, страну и национальные интересы. Вот это главное. Поэтому наши войска так быстро справились в Сирии с ИГИЛ (запрещенная организация на территории РФ – прим. Baltnews). В статье министра обороны России Сергея Шойгу указывалось, что 70% Сирии пять лет назад были заняты террористами, сегодня 90% Сирии освобождено. То, что осталось, – территории, которые занимают США вместе с курдами, грабя сирийскую экономику и нефтяные поля".
Что касается главного конкурента России – США, несмотря на внушительный военный бюджет (740 млрд долларов против 60 млрд), Москва если и уступает Вашингтону, то только в военно-морском плане.
"У них одиннадцать авианосных ударных группировок, у нас пока ни одной нет. Но зато у нас лучшие в мире системы ПВО, ПРО, у нас лучшие в мире инженерные, сухопутные войска, лучшие в мире танки и самолеты, системы радиоэлектронной борьбы, разведки и так далее. У нас много что лучшее в мире, и я уже не говорю о ракетных войсках стратегического назначения, где на боевом дежурстве стоят боевые комплексы с гиперзвуковыми боевыми группами "Авангард", который летает со скоростью свыше 27 Махов, то есть в 27 раз превышает скорость звука", – указывает военный эксперт.
"Так что ребята из IISS правильно написали про наши вооруженные силы", – заключил Литовкин.