Запрещенные три буквы. В Латвии выключили НТВ, РЕН и ПБК

© Sputnik / Алексей Куденко

Тема: Несвобода слова

В Латвии снова попало под удар российское телевидение. На этот раз крупнейший оператор страны исключил из пакета самые популярные русскоязычные каналы – НТВ, РЕН-ТВ Балтия и Первый Балтийский канал.

Крупнейший кабельный оператор Латвии Tet прекратил ретрансляцию популярных российских телеканалов – ПБК (ретранслятор программ Первого канала в странах Балтии), "НТВ Мир", "Рен-ТВ Балтия", "Кинокомедия" и "Киномикс". Об этом сказано в пресс-релизе компании Tet. Причем объявление о том, что предприятие собирается внести столь радикальные изменения в пакет каналов, было сделано накануне вечером – за пару часов до "отключения".

Срочное решение

"Из-за неясностей в праве представления каналов и беспокойства из-за соблюдения режима санкций телекоммуникационное предприятие Tet прекратит ретрансляцию телеканалов "ПБК", "НТВ Мир", "Рен-ТВ Балтия", "Кинокомедия" и "Киномикс", заменив их на другие, равноценные каналы", – сказано в релизе оператора.

Tet направил распространителю каналов в Латвии ООО TEM LV запросы о правах на ретрансляцию этих каналов, но не смог получить юридически обоснованного объяснения.

С 1 февраля Tet перестанет ретранслировать эти телеканалы в Латвии. Вместо них зрителю будут предложены телеканалы LTV7, "1+2", "3+", "Мир", TVCi, "Дождь", UATV, "Здоровое ТВ", Eureka HD, "Пятница", Current Time, TV21. Кроме того, фирма ищет новые каналы, которые можно предложить клиентам вместо исключенных из пакета.

Отмечу, что ранее прокурор суда Рижского района Алдис Ласманис предъявил совладельцу компании Baltijas mediju alianse, в состав которой входит ООО "TEM LV", Олегу Солодову и его коллеге Маргусу Мериме обвинение в нарушении режима международных санкций.

Tet – крупнейший оператор кабельного телевидения в Латвии, 51% акций компании принадлежит латвийскому государству.

Что это значит?

Но это, скажем так, формальная сторона вопроса. Теперь давайте попробуем разобраться в том, что происходит на самом деле. Глава Национального совета по электронным СМИ Ивар Аболиньш назвал похвальным решение Tet и заявил, что это оно позволит уменьшить объем "российской пропаганды" в Латвии.

Аболиньш вообще фигура достаточно заметная на "медийном поле". Он сторонник консервативных взглядов на национальную политику, пользующийся поддержкой Нацблока. Это накладывает определенные обязательства на руководителя надзорного органа.

По сути он не скрывает, что его задача укреплять информационное пространство на латышском языке. А делать это можно двумя способами. Во-первых, действительно способствовать развитию контента на государственном, что сложно и требует не только денег, но и сил. А во-вторых, пытаться уничтожить СМИ на других языках. В первую очередь на русском.

Эффекта у этого, правда, нет никакого. Точнее, он есть – чем активнее Аболиньш и компания борются с информацией на русском языке, тем более востребованной она становится. Аудитория ПБК и НТВ не пойдет смотреть LTV1. Она будет искать то, что ей интересно. И на своем родном языке. Интернет решает эту проблему на раз-два. Ущерб же будет нанесен крупнейшему оператору кабельного ТВ – компании Tet. Тем более, что 51% оператора принадлежит государству.

Фактически отказавшись от ретрансляции самых популярных и востребованных телеканалов на русском языке, они стреляют себе в ногу. Во-первых, прогнозируется массовый отток клиентов. Во-вторых, Tet удавалось удерживать в своем ореоле значительную часть русскоязычного населения, что неплохо и с точки зрения возможности потенциального диалога государства со значительной частью своего общества. Теперь этому пришел конец.

Перспективы

Эксперты пока не знают, сколько клиентов потеряет оператор, убрав Первый канал и НТВ, но не исключают, что отток будет насчитывать десятки процентов. Другие кабельные операторы, скорее всего, готовят предложения для новых клиентов. Одна из компаний уже подсуетилась и стала рекламировать в соцсетях свое предложение с изображением ведущего "Поля чудес" Леонида Якубовича. Мы, мол, остаемся с вами.

Латвийские политики и чиновники давно пытаются зачистить "русское поле" в Латвии, но добиваются только одного – русскоязычные отдаляются от государства еще больше, и снижается степень их доверия власти.

Казалось бы, в стране кризис с коронавирусом и руководство страны жалуется, что не может обеспечить нормальную коммуникацию с обществом, в том числе с русскоязычной его частью, но сама же делает все, чтобы зарубить диалог на корню.

Люди найдут те источники информации, которым они доверяют, а любое действие, как известно, приводит к противодействию. Только вряд ли господин Аболиньш и другие "восторгающиеся" этим решением товарищи это способны оценить в полной мере.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.