Против журналистов в Прибалтике, сотрудничающих с российскими средствами массовой информации, заведено огромное количество уголовных дел, заявил шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков.
"Количество уголовных дел в отношении наших людей таково, что я ощущаю себя руководителем ОПГ. Мы знаем о семи людях в Латвии. 3 декабря у них провели не просто обыск. К ним ворвались, им ткнули в нос ксивой, залезли в жилье, переворошили личные вещи, спальни, семейные альбомы, осквернили жилища, унизили. Слово "обыск" слишком формалистское", – сказал Стариков в эфире "Изоленты".
"Мы знаем о семи человек. Но тех, кого прессуют, больше. Две недели ранее мне арестовали в Латвии счет. Видимо, и я фигурант дела, но повестка пока ко мне не приходила, потому что я нахожусь в Москве. Но с долей вероятности 99,9% прохожу [по уголовному делу] и я, и мой коллега, руководитель Sputnik Латвия Валентин Роженцов", – добавил он.
Стариков также напомнил, что аналогичное давление проводят власти Эстонии, где недавно был арестован правозащитник, журналист Сергей Середенко, который сотрудничал с Baltnews.
"Он сидит в СИЗО. Сидит месяц. Известно об этом стало на прошлой неделе. Его похитили, спрятали, лишили свободы. Кто эти люди (латвийские и эстонские журналисты – прим. Baltnews)? Это журналисты, и в массе своей русские, которые в представлении властей имели наглость писать что-то на российские сайты. Они не штатные сотрудники, а просто фрилансеры, которые имели наглость писать свои колонки на российские сайты и получать, как это водится, гонорары. Их преступления только в этом. Это прессинг, беспредел", – заметил шеф-редактор Baltnews.
При этом так называемое прогрессивное журналистское сообщество в Латвии игнорирует то, что происходит с коллегами.
"Прогрессивное журналистское сообщество деградирует опережающими темпами. Ему плевать. Все потому, что эти люди работали с Россией. В Латвии очень четкое разделение на "своих" и "чужих". Если ты мейнстримный, правильный журналист, освещаешь позитивно все движухи НАТО, дискриминацию русского языка и русских, то ты свой, за тебя вступятся, тебе ничего не будет. А если ты работаешь с Россией, то ты выпадаешь из этой тусовки. В лучшем случае в ситуации, которая сложилась, ты получаешь игнор, но чаще всего идет дискредитация по типу "так им и надо, суйте их в цугундер, чтобы другим был пример, никто с Россией не работал".
По мнению Андрея Старикова, в целом Европе безразлична ситуация с журналистами, она безоговорочно принимает балтийский нарратив и готова защищать русских, только если этого русского зовут Алексей Навальный.
"Если он против политической системы России, тогда ты наш. Таким рады в Прибалтике и Брюсселе. Если ты имеешь какие-то контакты с официальными российскими структурами, госизданием, как наши коллеги в Латвии, то ты выпадаешь из всей правозащитной системы ЕС, у тебя обнуляются твои права человека", – отметил Стариков.
"Демократия это? Нет. Тоталитаризм? Конечно. Кто прессует наших журналистов? Да, есть политический заказ. Оператор – местная гэбня, Служба госбезопасности. Но в силовых ведомствах наполовину работают такие же русские – условный Петров, Иванов. Они ходят на 9 мая к Памятнику освободителям, читают колонки местных публицистов, берут под козырек политзаказы и не возбуждают уголовное дело на депутата от Нацобъединения [Эдвина Шноре], который сравнивает русских с вшами, которые завелись в латвийской шубе. Зато русские комментарии – разжигание вражды и запуск делопроизводства. Зачем они это делают? Надо спрашивать у них. Ради квартального KPI по отлову неправильных русских? Ради надбавки в 222,22 евро? Это именно отголоски той тоталитарной модели, когда Иванов/Петров выполняет политзаказ и гнобит своих же, закрывая глаза на ту этнократическую модель и тот ужасный уровень русофобии, которые присутствует на политическом уровне и уже часто в повседневной жизни", – резюмировал шеф-редактор Baltnews.