Кампания по сносу памятников советским воинам, развязанная властями Латвии и других стран Восточной Европы, подтвердила факт того, что нацистская идеология жива, а ее носители намерены взять реванш. Об этом сообщила Федеральная служба безопасности (ФСБ) России, публикуя архивные документы о зверствах латышских пособников нацистов в преддверии 81-й годовщины со дня начала Великой Отечественной войны.
"Одной из стран, активно возрождающих нацизм в течение трех последних десятилетий, является Латвия, руководство которой чествует "ветеранов" Латышского легиона СС и других преступных вооруженных формирований коллаборационистов, ежегодно проводящих свои парады, и одновременно запрещает гражданам празднование 9 мая Дня победы. Борясь против исторической правды, Сейм Латвийской Республики принял решение о сносе в срок до 15 ноября 2022 года Памятника освободителям Риги и других аналогичных монументов на территории страны", – говорится в сообщении ФСБ.
В ведомстве напомнили, что после оккупации Латвийской ССР войсками гитлеровской Германии местные коллаборационисты с охотой пошли на службу к немецким нацистам и приняли активное участие в "решении еврейского вопроса" – то есть в массовых убийствах евреев, сопряженных с грабежами, издевательствами и откровенным садизмом по отношению к жертвам.
Первым подразделением латышских карателей – добровольцев стала "команда Арайса", начавшая свою "героическую" деятельность с погрома рижских синагог.
"Команда Арайса"
"Команда Арайса (нем. Sonderkommando Arajs) – карательное латышское военизированное формирование, организованное в начале июля 1941 года, сразу после оккупации частями вермахта Риги, в качестве подразделения "латышской вспомогательной полиции", которая подчинялась "полиции безопасности и СД" рейхскомиссариата Остланд.
Подразделение принимало активное участие в уничтожении евреев и в геноциде населения оккупированных советских территорий, в том числе в ходе карательных акций против партизан. Также "команда Арайса" несла охрану концлагеря "Саласпилс". В общей сложности члены "команды" убили не менее 30 тысяч мирных жителей, сообщает ФСБ России.
Во время и после войны были задержаны советскими органами госбезопасности 344 сотрудника "команды", преданные суду в СССР. Их главарь Виктор Арайс в 1979 году был приговорен в ФРГ к пожизненному заключению и умер в тюрьме. Другой известный зверствами соучастник преступлений "команды" Герберт Цукурс в 1965 году ликвидирован в Уругвае израильскими спецслужбами.
Одним гитлеровских палачей, которому не удалось уйти от справедливого возмездия, был командир взвода пулеметной роты "команды Арайса", унтерштурмфюрер СС Таливалдис Озолс. На допросе 9 декабря 1994 года Озолс дал следующие показания:
"В апреле [19]42 года пять или шесть раз я со своим взводом выезжал в Бикерниекский лес, где участвовал в истреблении мирного населения, преимущественно евреев. В течение апреля месяца того же года из тех поездок, которые только я совершал, в Бикерниекском лесу было расстреляно не менее как 7000 человек. На расстрел привозили стариков, женщин, подростков и даже таких женщин, у которых были грудные дети. Людей брали для расстрела из Рижской тюрьмы, а также из гетто, где содержались исключительно евреи".
"Два раза в мае месяце [1942 года] во время участия моего в истреблении советских граждан там было расстреляно 1500 человек, причем 300 советских граждан были привезены на расстрел из больницы для душевнобольных, по национальности все они были евреи, за исключением душевнобольных. Среди них были старики, женщины и маленькие дети", – рассказал Озолс.
На вопрос дознавателей о том, расстреливали ли грудных детей тоже, Озолс ответил, что выполнял распоряжения немцев и грудные дети также расстреливались.
Газовые "автомобили-душегубки"
Как рассказали на допросах нацистские преступники, для массового уничтожения мирных жителей гитлеровцы активно применяли "автомашины-душегубки", и подручные латыши им безотказно в этом помогали. Вышеупомянутый Озолс признался, что в один из дней в самом начале августа 1942 года в белорусском городе Барановичи участвовал и в этих преступлениях.
"Нас было две команды, я со своей командой принимал арестованных, которые нам доставлялись со станции. Прибывших к нам людей мы грузили в "душегубки" и отправляли к другой команде, которая от нас находилась примерно в двух километрах в лесу", – говорил Озолс.
По его словам, там людей в "душегубках" убивали, тела выбрасывались из машин, и они вновь приезжали к бригаде Озолса для погрузки следующей партии обреченных.
"Должен сказать, что, когда со станции ко мне доставлялись мирные граждане для совершения над ними этих диких расправ, немцы из них производили отбор специалистов – слесарей, портных и других профессий. Последним говорилось, что они якобы будут на автомашинах отвезены в город, где будут использованы каждый по своей специальности, [другим] говорили, что их будто бы повезут на сельскохозяйственную работу", – вспоминал Озолс.
"Таким образом, люди, которых я грузил в "душегубку", надеялись, что им предоставлена будет работа. В "душегубку" я грузил в одну 80 человек, а в другую – 60 человек", – добавлял он.
О том, как использовались "душегубки" для казней узников минского гетто, рассказали на допросах и другие бывшие каратели, пойманные советскими органами госбезопасности. "Сгоняемых партиями людей мы вталкивали в газовые "автомобили-душегубки", число которых было примерно пять. Я лично участвовал в выдворении из домов, а также вталкивал евреев в "душегубки". Газовые автомобили беспрерывно уходили после погрузки в лес и возвращались обратно за новыми партиями", – так рассказывал о событиях одного из дней в конце июля 1942 года участник "команды Арайса" Индрикс Круминьш.