Латвийский антинацистский комитет (ЛАК) обратился к президенту Латвии Эгилсу Левитсу с призывом посодействовать отмене "Декларации о латышских легионерах во Второй мировой войне" от 29 октября 1998 года. Об этом сообщил публицист Александр Гильман в Facebook.
Документ, прославляющий пособников нацистов
В декларации Сейм Латвии обеляет преступления легионеров Ваффен СС и преуменьшает преступления нацистов. Ее принял Сейм шестого созыва на последнем заседании 50 голосами против 8 при 3 воздержавшихся (всего в парламенте 100 депутатов).
"Это наше решение будет нашей позицией по отношению к нашим солдатам, которые действительно сражались за независимость Латвии и против того лютого врага, который на нас напал в 1940 году (имеется в виду СССР – прим. Baltnews)", – заявил докладчик Янис Маулиньш перед голосованием.
Документ вызвала протест МИД и Госдумы России. В Москве декларацию назвали "откровенно провокационной" попыткой "оправдать преступления ветеранов латышского легиона СС" и "обелить преступления латышских фашистов".
В марте 2007 года в Сейм депутаты ЗаПЧЕЛ и "Центра согласия" подали проект декларации "О недопустимости оправдания преступлений нацистского режима, прославлении лиц, воевавших на стороне нацистов, и попыток возрождения нацизма", предусматривавший отмену декларации 1998 года. Однако проект отклонили: за его передачу в комиссии было отдано 18 голосов, против – 63. Три депутата воздержались.
В ноябре прошлого года, вскоре после двадцатилетия документа, антинацисты уже обращались к тогда еще занимавшему пост президента Раймонду Вейонису с призывом отменить декларацию, но не добились успеха.
Нелепое противоречие
Как подчеркивали в ЛАК, в декларации содержится ошибочное утверждение о том, что от действий СССР латвийцы пострадали гораздо больше, чем от военных преступлений армии Гитлера, поэтому они и шли добровольцами в легион СС.
"На самом же деле – и мы это написали в обращении со ссылкой на авторитетные источники – в период 1940–1941 годов на территории Латвии советской властью было репрессировано около 23 тысяч человек, и большая часть из них осталась в живых. А за годы гитлеровской оккупации были убиты 77 тысяч ни в чем не повинных людей: 73 тысячи евреев, по 2 тысячи цыган и душевнобольных. Еще многие тысячи стали жертвами репрессий по политическим мотивам – их число и сосчитать трудно. Наконец, здесь погибли десятки тысяч европейских евреев, привезенных на уничтожение.
Мало того, что декларация очевидно лжива – ее текст подпадает под уголовную ответственность!" – отметил Гильман.
Речь идет о статье 74.1 Уголовного закона. В ней содержится прямой запрет оправдывать, отрицать или пренебрегать преступлениями нацистской Германии или СССР на территории Латвии. Утверждения о том, что преступления гитлеровцев задели латвийцев в меньших объемах, как раз достаточно для того, чтобы можно было усмотреть состав преступления.
"Может ли в законодательстве государства существовать документ, противоречащий Уголовному закону этого государства? Вопрос, казалось бы, нелепый: такое противоречие надо немедленно отменить. Тем не менее наш призыв был полностью проигнорирован", – с сожалением пишет Гильман.
Он рассказал, что обзванивал все партии, но ответ получил только от Новой консервативной партии (НКП). Депутаты "настойчиво рекомендовали преисполниться патриотических чувств и понять, насколько важна была борьба легионеров за независимость Латвии".
"Согласие" никак не ответило на обращение ЛАК, хотя в свое время ее члены также выступали против декларации. Вейонис также лишь сообщил, что перенаправил обращение в Сейм.
Новый аргумент для президента
Теперь ЛАК обратился к новому президенту Эгилсу Левитсу. Гильман предполагает, что он как юрист должен понимать абсурдность ситуации.
В новом обращении появился аргумент, которого не было ранее: в годы Холокоста погибли все родные президента по отцовской линии, причем, возможно, еще 4 июля 1941 года в Хоральной синагоге на улице Гоголя в Риге.
"Известно, что эту синагогу сожгли боевики из так называемой бригады Арайса – идейные националисты, взявшие на себя уничтожение евреев в первые дни оккупации. Потом они все воевали в легионе – так что декларация защищает и память этих негодяев", – написал Гильман.
Он также призвал президента вспомнить "судьбу своего рода, уничтоженного будущими легионерами".