Новый президент Латвии Эгилс Левитс признался, что в кресле главы страны чувствует себя прекрасно, но "был бы не менее доволен, продолжая работать судьей в Европейском суде".
"Я бы сожалел, если бы не попробовал воспользоваться шансом. Но если бы я не был избран, то не считал бы, что потерпел огромную неудачу. Я не мечтал с детства быть президентом. И потом не стремился к этому. Так просто получилось", – сказал Левитс.
Президент отметил, что знает, каким должно быть государство, ведь преимущество его должности в том, что голос президента звучит громче.
"Думаю, что я знаю Латвию лучше большинства людей, которых встречаю", – сказал Левитс.
При этом он признался:
"Мнение любого и каждого меня не очень волнует, потому что я уверен: все, что я делаю, – хорошо и правильно".
Полное равноправие?
В отношениях между мужчиной и женщиной царит патриархат, считает Левитс. При этом он оговорился:
"Мужчина играет главу, хотя de facto таковым не является. Женщина рядом с ним – образованнее, сильнее, занимает лучшую позицию в социуме. И что самое интересное – эта женщина ему почему-то подчиняется", – сказал Левитс.
Участие женщин в политической жизни, по мнению главы государства, не является свидетельством отсутствия у них личной жизни.
"Такое мнение культивируют мужчины с комплексом неполноценности. И таких довольно много. Посмотрите, каково процентное соотношение спившихся мужчин и женщин. Мужчин больше и среди тех, о ком государству нужно социально заботиться. А стоит наше государство на плечах женщин, их большинство в государственном управлении. В этом смысле Латвия – государство женщин", – заявил президент.
Автор "латышской Латвии"
На внеочередном заседании 29 мая депутаты Сейма избрали нового президента Латвии. Им стал судья Европейского суда Эгилс Левитс, выдвинутый правящей коалицией по инициативе Нацобъединения. 8 июля он вступил в должность.
Для русскоязычного сообщества Латвии Эгилс Левитс – это в первую очередь человек, который приложил руку к появлению статуса неграждан и закреплению в преамбуле Конституции приоритета латышей над другими этническими группами в Латвии. Его на внеочередном заседании 29 мая депутаты Сейма избрали новым лидером республики.
Левитс, по словам латвийского журналиста Вадима Радионова, – "человек немецкой культуры", говорит по-латышски с акцентом, поскольку большую часть жизни прожил за рубежом. Он – автор преамбулы к Конституции. В ней жестко закреплен принцип "латышской Латвии" – примат латышского языка и культуры, определена роль нацменьшинств.
"Такая фигура и ее появление вряд ли будет стабилизирующим фактором в отношении русской и латышской части общества", – заметил Радионов в разговоре с Baltnews.
Свою речь после избрания Левитс также начал с замечания о языке:
"Дорогие люди Латвии! Мы унаследовали наше латвийское государство от предыдущих поколений. За него боролись и его создавали наши предки. Латвия – это то место, где мы можем осуществлять свои мечты, наслаждаться своей свободой и говорить на своем языке", – сказал он.
"Сохранится то, что будет меняться! Это было и остается ключом к сохранению и развитию латышской нации, латышского языка и латышской культуры через века", – отметил Левитс.
Статистика показывает, что, несмотря на поддержку большинства депутатов, на посту главы государства Левитса едва ли кто-то из латвийцев вообще хотел видеть – таковых нашлось лишь 22% респондентов. Таков результат опроса, проведенного накануне выборов агентством Kantar TNS. Более трети жителей Латвии – 35% – выступили резко против его кандидатуры. У 43% нет конкретного мнения.