В результате войны в Сирии в европейские страны хлынул поток беженцев, и в 2015 году на территории ЕС разразился миграционный кризис, который затронул и Латвию. ЕС пытался решить эту проблему через установку квот, но проект провалился: не все страны были готовы к гостям с Востока и оставили себе право самостоятельно определять количество приезжих.
В начале осени Латвия в лице Лаймдоты Страуюмы заявила о готовности принять 700 соискателей убежища и выделить на их адаптацию из бюджета восемь миллионов евро, пишет Mixnews. В итоге вместо 700 пообещали принять 776 человек, а по факту Латвия приняла 374 человека за это время. В приоритете – семьи с детьми.
Социальные практики в процессе адаптации
Процедура получения убежища в Латвии долгая и сложная. Путь мигранта начинается с размещения в центре временного содержания в Муцениеки, который находится под строгим надзором МВД. В центре потенциальный беженец может рассчитывать на бесплатное питание, одежду, услуги переводчики, медицинскую помощь и денежное пособие в 90 евро на взрослого или ребенка.
Впрочем, если мигрант имеет финансовую возможность снимать жилье на время рассмотрения документов, полиция может дать на это согласие. Проверка документов определяет будущее мигранта: если чиновников что-то смутит в документах или причина запроса покажется им неубедительной, соискатель получит отказ.
Полиция и департамент погранохраны – первая инстанция проверки. Они проверяют маршрут, устанавливают личность и выясняют обстоятельства бегства из страны. Затем документы направляют в департамент миграции для окончательного принятия решения по соискателю.
Принятие решения о выдаче убежища занимает полгода, при отрицательном решении беженец имеет право оспаривать это решение в суде. Суд он вряд ли выиграет, но через суд можно получить так называемый альтернативный статус, который дает право на проживание и работу и обновляется каждый год.
"Альтернативный статус" – хороший вариант развития событий, но не для тех, кто планировал перевезти семью сразу за собой. Со статусом беженца мигрант мог бы подать заявление на воссоединение семьи уже через год после получения убежища, с альтернативным статусом для этого потребуется два года, за которые в стране исхода могут произойти сильные перемены.
После получения статуса беженца для комфортного входа в "новую жизнь" людям, конечно, необходимо найти жилье, работу, выучить латышский язык, хотя бы до минимального уровня. Этот период адаптации, обычно самый сложный и длится около года. Государство в этот период выплачивает беженцам пособие в размере 139 евро на взрослого и 97 евро на ребенка, как раз в течение 10 месяцев. Лучше всего адаптивный процесс проходит у детей. Они быстро учат язык, заводят друзей и спокойно социализируются в новом обществе.
Работа некоммерческих организаций
В Латвии также существуют организации, большие и поменьше, которым государство поручило обеспечивать "социально-экономическую интеграцию лицам со статусом убежища или альтернативным статусом". Главная среди них сейчас – Латвийский Красный Крест.
От этой организации каждый беженец на первый год после получения убежища получает наставника, чья задача – помочь ему с юридическими вопросами, поиском работы, жилья и так далее. Во-вторых, организация организует бесплатные языковые курсы, куда беженцев активно призывают идти: без владения языком устройство на работу и интеграция в новое общество невозможно.
Проблемы беженцев в Латвии
Проблемы, которые возникают у беженцев, связаны, в первую очередь, с жилищным вопросом и поиском работы. Средств на снятие квартиру в центре не имеется, пособия на это не хватает. Незнание языка и проблема нехватки времени для его изучения лишают возможности получить работу с достойной оплатой.
Также одной из важных проблем является неприятие беженцев со стороны латвийского общества. Сама идея принятия мигрантов Латвией ранее вызвала по большей части скепсис.
Экс-министр иностранных дел Рихард Козловскис ранее заявил, что Латвия полна россиянами и украинцами и страна занята предоставлением убежища для них. Он считает, что латвийские граждане не будут стремиться к дружбе народов, и возникновение экстремизма, радикализма и неприятия мигрантов перейдет из разряда "интересные наблюдения" в разряд "чрезвычайные происшествия".
Известный латвийский социолог Михаил Хазан тогда подошел к этой проблеме с рациональной точки зрения: если нет денег на собственные нужды страны, к примеру, на образование и медицину, то где их достать на чужие.
Статистические данные 2015 года подтверждают то, что латвийские граждане были не готовы к мигрантам с Востока: по данным опроса, проведенного в сентябре 2015 года социологическим центром Latvijas fakti, 69% не одобряли прием беженцев.