16 марта, когда в Риге обычно проходит шествие легионеров, в пресс-центре МИА "Россия сегодня" был представлен доклад "Пособники нацистских преступлений. 96 ветеранов Латышского легиона СС, которые еще живы" с именами ветеранов Латышского легиона СС, которые сейчас проживают в США, Великобритании, Канаде, Бразилии, Австралии, Аргентине и Латвии.
В докладе подчеркивается, что в Латвии за весь период с 1991 по 2020 годы за военные преступления не был осужден ни один коллаборационист из числа легионеров Ваффен СС. Сложившаяся ситуация – следствие официальной политики латвийских властей.
"Защита причастных к преступлениям против человечности нацистских пособников осуществляется в Латвии на государственном уровне", – говорится в тексте доклада. Несмотря на исторические факты, подтверждающие военные преступления Латышского легиона СС, легионеров официально признают в качестве борцов за независимость Латвии.
Однако авторы доклада намерены продолжить сбор данных о ныне живущих легионерах Латышского легиона и доказать их причастность к преступлениям против человечности.
"Мы надеемся, что этот доклад будет способствовать расследованию преступлений, совершенных нацистами и их пособниками в годы Второй мировой войны", – говорится в тексте документа.
Один из составителей доклада, руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" Владимир Симиндей в разговоре с Baltnews рассказал, с какими трудностями сталкиваются историки в попытках исследовать и доказать причастность легионеров СС к военным преступлениям. По словам Симиндея, главные проблемы – недоступность исторических источников и препятствия, которые создают власти.
"Известным работой именно над этой тематикой ученым ставят визовые шлагбаумы, запрет на въезд. Их прежде всего отсекают подобным образом. Кроме того, история с покупкой частного коллекционера этого архива документов (в 2000-е годы продавался архив 15-го латышского легиона – прим. Baltnews) – она довольно мутная, и невозможно поручиться за то, что все документы оказались в сохранности и могут быть доступны специалистам", – сказал Симиндей.
По словам историка, доступ к архивам и другим источникам для историков закрыт, так как латвийские власти намеренно умалчивают обо всех темных страницах истории.
"Вопрос истории политизируется таким образом, что принимаются специальные декларации на уровне парламента, и все это происходит, потому что там пока не готовы относиться к вопросам истории как таковой. Это часть актуальной исторической политики и, соответственно, происходит такая секьюритизация истории в вопросах отношения к тем или иным преступлениям времен Второй мировой войны. Таким образом, история вбрасывается в текущую политику и становится частью актуальной повестки дня", – сказал он.
Исследователи продолжают вести активную работу по раскрытию реальных фактов, используя все доступные источники и монографии.
"Мы по мере возможностей пытаемся это сделать. Какие-то исследователи и там проживающие пытаются издавать документы. Безусловно, коли там есть доминирующий подход к восприятию истории, понятно, что те "произведения", которые там выходят, нужно делить на несколько частей. Далеко не все может быть использовано. Однако мы внимательно изучаем историографию. Те книги, которые там выходят, те документы, которые публикуются – все это мы учитываем в нашей работе", – заключил он.