От коронавируса в Латвии пострадали и СМИ. Это выглядит парадоксально, учитывая, что рейтинги масс-медиа подскочили, но при этом значительная часть из них оказалась на грани банкротства. В первую очередь это относится к русскоязычным СМИ, которые не могут рассчитывать на полноценную поддержку государства.
Все плохо. Вопрос: насколько?
Пока эксперты отрасли не могут точно сказать, на сколько упал объем рекламы, но многие называют это падение "катастрофическим". Сейчас практически весь бизнес живет по принципу: "не до жиру, быть бы живу". В такой ситуации рекламные бюджеты – это непозволительная роскошь.
Для частных СМИ реклама остается практически единственным источником дохода: государство же частников поддерживает очень скромно. Да и то не всех. Основные вливания из госбюджета идут в общественные СМИ, которые и так финансируются из денег налогоплательщиков. На помощь частным СМИ выделили 75 тысяч евро – раздали в основном развлекательным радиостанциям. Естественно, с латышским языком вещания.
Единственной частной информационной радиостанции на русском языке – радио Baltkom – не досталось ни копейки. Эта станция сейчас работает в режим чрезвычайной ситуации, практически круглосуточно информируя свою аудиторию о том, что происходит в стране и мире из-за пандемии. Теперь она оказалась на грани выживания.
Для власти эта ситуация – отличная возможность добить те русские СМИ, которые еще остались в стране. На словах политики из правящих партий вроде как высказываются за то, что стране нужны свои мощные независимые СМИ, чтобы противостоять "российской пропаганде", но на деле они же сами делают все для того, чтобы повысить популярность именно российских каналов.
Конкурировать с ними в Латвии некому и нечему. Местные русскоязычные СМИ находятся на грани выживания. Пандемия коронавируса, возможно, их добьет.
Власть же, вливая деньги в общественные СМИ, по сути покупает их лояльность. Можно много говорить о том, что общественные СМИ не государственные и политики не могут на них влиять, но то, что они зависят от решений коалиции, очевидно, и "самоцензура" появляется довольно быстро.
Поддержите материально
"СМИ необходимо получать такую же поддержку от государства, как, например, туристическому или гостиничному бизнесу", – сказала журналистам бывший член Национального совета по электронным СМИ Гунта Лидака.
"Я считаю, что включение СМИ в список отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, необходимо. Мы видим, что как раз в кризисной ситуации потребление СМИ среди населения увеличивается с каждым днем. Это, конечно, другой кризис, по сравнению с предприятиями, которые, вообще, ничего не могут производить. СМИ работают, но не знают, какие будут доходы, потому что доход от рекламы по разным прогнозам может сократиться на 70%", – заявила Лидака.
По ее мнению, сейчас журналисты работают в несколько раз больше обычного.
"Мы видим, что всем нужна информация. Мы видим, что те СМИ, которые сейчас занимаются распространением информации о Covid-19 и чрезвычайной ситуации в Латвии, уязвимы более всего. И об этом нужно думать.
Если СМИ не помочь, то мы потеряем возможность получения информации в Латвии. Газеты теперь потребляются намного меньше, значит, остаются: радио, телевидение и интернет. Там люди работают в 2–3 раза больше, чем обычно.
Страшно подумать, что будет, если им не помочь финансово", – сказала Лидака.
По ее словам, тех средств, которые сейчас выделены коммерческим СМИ, не хватит для полноценной помощи.
"Та поддержка, которая выделена сейчас, – это, конечно, очень маленькая доля. Все равно основная сумма пойдет на государственные СМИ, которые и так дотируются государством. Но коммерческим СМИ эти 70 тысяч ничего, по большом счету, не дают. Так что, я думаю, мы еще увидим, как этот кризис отразится на разных СМИ", – заявила Лидака.
Аудитории не хватит
Проблема еще и в том, что у местных СМИ слишком небольшие аудитории. Население всей Латвии меньше двух миллионов человек. Плюс, оно еще разделено по лингвистическому и этническому признаку – в пропорции 60 на 40%. Поделите это на все СМИ и получится, что аудитория в несколько десятков тысяч человек считается уже неплохой. Даже хорошей.
Этого недостаточно, чтобы обратиться к ней за финансовой помощью в трудное время: к такому опыту прибегают СМИ в некоторых странах, столкнувшись с финансовыми проблемами. Аудитория жертвует средства, чтобы вытащить СМИ из пике. В Латвии этого еще делать не пробовали, но, вероятно, больших результатов добиться не удастся.
Сегодня рынок СМИ оказался на краю пропасти. Еще один шаг – и он полетит туда вместе со всем содержимым. СМИ и так чувствовали себя нестабильно: даже в некризисные времена львиную долю рекламных доходов отнимают Facebook и Google. Коронавирус "обнулил" ситуацию.
В то же время очевидно, что без независимых СМИ демократические страны существовать не могут. Не может Латвия обойтись и без местных средств массовой информации на русском языке.
Аудитория есть, и она нуждается в том, чтобы с ней говорили на родном языке. Вероятно, что СМИ после выхода из пике будут трансформироваться и искать пути выживания. О былой роскоши, когда в ежедневных газетах на русском языке работали десятки человек, давно уже забыли. СМИ становятся маленькими, компактными и мобильными.
Это будет жесткая трансформация, которая оставит без работы многих журналистов. Она будет болезненной. И в отличие от латышских журналистов русским не приходится рассчитывать на помощь государства. Это приведет к большим потерям.
Но, надеюсь, что, даже несмотря на попытки убить независимые СМИ, сделать это до конца не удастся. Ни коронавирусу. Ни, что еще страшнее, латвийским политикам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.