Экс-депутат Риги, ныне занимающий должность европарламентария Нил Ушаков, очень интересует латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB). Накануне на официальном сайте организации было опубликовано заявление с просьбой к Генеральной прокуратуре возбудить уголовное дело против одного физического лица за владение устройством стратегической важности, предназначенным для оперативной деятельности.
Лиц БПБК не называет, но о ком идет речь, всем понятно. Ушаков еще в 2019 году об этом написал в своем Facebook. Сообщение от БПБК о том, что на него заведено дело, он получил в свой последний день работы в Риге, прямо перед отъездом в Брюссель.
"Я официально получил статус подозреваемого от КНАБ. Знаете за что? За то, что в моем кабинете в думе во время обыска было обнаружено самодельное записывающее устройство, которое валялось на полках среди сувениров и разных подарков. Как я понял из описания, речь идет о клееном картонном альбоме, в который были вклеены камера и микрофон", – написал Ушаков.
Речь в официальном заявлении KNAB (БПБК) действительно идет об этом инциденте, в официальном обвинении указано, что "физическим лицам запрещено покупать, хранить или использовать этот тип устройства. Устройство замаскировано под другой объект, визуально напоминающий альбом или книгу".
Инета Цируле, заместитель руководителя KNAB по следственной деятельности прокомментировала инцидент: если Бюро заинтересовалось противоправной деятельностью какого-либо гражданина, то разбираются с ним по закону вне зависимости от занимаемой должности.
"Каждый человек, попадающий в поле зрения KNAB, особенно во время уголовного процесса, должен учитывать – если KNAB увидит несколько уголовных преступлений или нарушений, учреждение будет действовать в соответствии с законом! Это решение не является исключением, поскольку приобретение и владение стратегическими объектами физическими лицами не только незаконно, но и вызывает вопросы о мотивах заинтересованных лиц", – говорится в сообщении.
Уголовный закон за это преступление предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, принудительные работы или штраф, но гораздо опаснее для Ушакова другое – есть все шансы лишиться иммунитета европарламентария. Такую информацию в прошлом году предоставила глава Информационного бюро Европарламента в Латвии Марта Рибеле. По ее словам, в случае возникновения подозрения по поводу совершения преступных действий европарламентарием, то с ним поступают так же, как если бы он был депутатом национального парламента.
"Обычно это означает просьбу об отказе от иммунитета Европарламента. Затем Комитет ЕП по правовым вопросам предлагает рекомендации для голосования ЕП. Если дело не влияет на работу Европарламента, например, заявления или голоса, иммунитет отменяется", – сказала она.
Тем не менее отказ от иммунитета не значит, что депутат ЕП теряет пост и не делает его автоматически виновным. Он только позволяет национальным судебным властям начать расследование или судебное разбирательство. "Национальные власти должны решить, теряет ли он в результате свои полномочия", – говорится в информации, размещенной на сайте ЕП.