В Латвии неоднократно менялись меры, призванные ограничить распространение коронавирусной инфекции COVID-19. По данным de facto, только в октябре у соответствующих правил кабинета министров было десять редакций, сообщает LSM.
23 октября премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш и глава МВД Сандис Гиргенс заявили, что план им непонятен. Критика была обращена в адрес Министерства здравоохранения, которое отвечает за разработку ограничений.
Однако глава ведомства Илзе Винькеле с этим не согласна. По ее словам, сценарий развития ситуации, похожий на принятый на прошлой неделе план, был известен всем министрам уже с весны.
"Сложность в том, что нередко неправильно понимают – и эпидемиологический план, который говорит, как нам надо будет ограничить собрания людей, фокусируется только на Министерстве здравоохранения. Минздрав не мог бы никак придумать, как специфически ограничить образовательные учреждения, как специфически поддержать отрасли, которые страдают от ограничений", – отметила Винькеле.
Ответственность за потерянное время на себя никто не берет. Более того, вопрос о выплате пособий по простою решается только сейчас, хотя ограничения, призванные сократить объемы работы, вступили в силу несколько недель назад.
Рабочая группа под руководством Минфина и Минэкономики ранее прекратила принимать решения. Министр экономики Янис Витенбергс сейчас признает: с точки зрения дня сегодняшнего, прерывать работу не стоило. Кроме того, он отмечает, что в только что принятом стратегическом плане нет раздела о поддержке.
Еще из неподготовленного – учебные материалы и поставки компьютеров. Проект Tava klase правительство не может согласовать с августа 2020 года.
Министр внутренних дел Гиргенс предложил создать новый Центр по кризисному управлению, куда войдут представители всех отраслей, однако поддержки эта идея не получила. Поскольку до конца не ясно, как этот орган будет отличаться от Совета по кризисному управлению, которым руководит премьер.
Сам глава правительства также признает, что стране не хватает подготовки. В то же время Кариньш продолжает критиковать Министерство здравоохранения:
"Я не понимаю, какой у нас на самом деле план. Я уже с лета видел и на нескольких собраниях поднимал этот вопрос, и система здравоохранения... как бы это сказать... не так проста для них эта задача, прошло много времени".
Вместе с этим Кариньш отмечает, что на отсутствие ясного плана повлияло несколько факторов. И наличие Стратегического плана само по себе не значит, что сейчас будут следовать только критериям заболеваемости – и какие-то не предусмотренные программой изменения все же могут быть.