"Он был слишком независим во всем". Что стоит за приговором Айвару Лембергсу

© Sputnik

Приговор суда экс-мэру Вентспилса Айвару Лембергсу – новый этап борьбы политической элиты с независимыми предпринимателями, считает депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов.

Приговор суда бывшему мэру Вентспилса Айвару Лембергсу с политической точки зрения – очередная страница в длительной истории борьбы элиты с независимыми предпринимателями.

Это показательная ситуация для представителей частного бизнеса: слишком независимое поведение чревато последствиям. Такое мнение высказал в разговоре с Baltnews депутат Рижской думы от партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) Мирослав Митрофанов.

"Лембергс – "последний из могикан". Крупный предприниматель из тех 90-ых годов, который смог сохранить свое влияние на процессы. Естественно, что многих в латвийской политике это влияние не устраивало", – отметил Митрофанов.

"Он был слишком независим во всем: в высказываниях, в политической ориентации, в ведении хозяйства. Этот приговор – очередная страница в истории борьбы политической элиты с независимыми предпринимателями", – добавил он.

Осуждая Лембергса, страна делает ситуацию еще более "социалистической" в худшем смысле этого слова, отметил политик. Главный посыл в том, что люди, связанные с государственными институциями, получают больше возможностей, и если кто-то из представителей частного бизнеса будет слишком независимо себя вести, то на него "укорот" найдется, подчеркнул Митрофанов.

В деле Лембергса есть еще один важный фактор – международный бизнес. Последние десятилетия этот третий игрок появился на арене не без помощи бывшего мэра Вентспилса.

"Очень интересно, что сам Лембергс помогал этому бизнесу "встать на ноги". В свое время он пригласил адвоката [Рудольфа] Мерони, который набрал такой вес в латвийской политике, что участвовал в создании партии, которая сейчас является одной из партий правящей коалиции", – отметил Митрофанов.

"А у тех иностранных предпринимателей, которые сейчас стоят у создания этой партии или близки к ней, есть влияние по всему миру, в том числе и в США. Почему вдруг делами Лембрегса интересовались американцы, объявляли санкции? Самим по себе США не до Латвии. Но тут есть интерес международного бизнеса, который в общем-то уже состоялся в Латвии на политическом уровне", – пояснил политик.

Эти лица смогли через американцев усилить давление и сделать то, что они сделали – перенять управление портами, сделать их фактически государственными, отметил Митрофанов. Однако дальнейшее развитие ситуации может стать непредсказуемым для самой латвийской политической элиты.

"Я не знаю, как это будет дальше развиваться. Но с точки зрения стабильности системы, лучше, чтобы были противовесы и какие-то компенсирующие механизмы. Некая система сдержек и противовесов. Репрессируя Лембергса, государство разрушает систему сдержек и противовесов, потому что фактически правящая элита оказывается один на один с международным крупным бизнесом, и если Лембергса посадят, еще неизвестно, кто в этой системе останется в выигрыше в будущем".

Рижский окружной суд 22 февраля приговорил бывшего мэра Вентспилса к пятилетнему тюремному сроку, конфискации имущества и штрафу в размере 20 тысяч евро, сообщил LSM.

После оглашения приговора Лембергс был арестован в зале суда. В срок тюремного заключения ему зачислено время, проведенное в тюрьме и под домашним арестом – с 14 марта по 10 июля 2007 года и с 10 июля 2007 года по 22 февраля 2008 года.

Прокуратура обвиняет Лембергса во взяточничестве в особо крупных размерах, легализации преступно нажитых финансовых средств и другого имущества, служебном подлоге и участии в сделках, запрещенных в связи с занимаемой должностью, а также в злоупотреблении служебным положением и других преступлениях.

Стороны могут обжаловать решение суда в апелляционном порядке в Рижском окружном суде, а также подать кассационную жалобу в Верховный суд.

Прокуратура также требует приговорить сына Лембергса Анрийса к пяти годам и шести месяцам лишения свободы с конфискацией имущества, а бывшего делового партнера Ансиса Сормулиса - к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Все трое обвиняемых отрицают инкриминируемые им преступления.