Жителям Латвии ограничили доступ к российским телеканалам теперь и в интернете. Соответствующее решение принял Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ). В среду, 31 марта, на официальном сайте НСЭСМИ опубликовали полный список ресурсов, доступ к которым теперь запрещен. Среди них: ntv.ru, rus24.tv, teledays.net, а также rt.com.
Все эти сайты транслировали российские телеканалы в интернете. Подобное решение о блокировке доступа к интернет-ресурсам принимается впервые. Секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир в разговоре с Baltnews назвал действия НСЭСМИ актом цензуры.
"Эти действия можно расценивать фактически как акт цензуры. Они не имеют ничего общего с многолетними, декларируемыми постоянно руководством Латвии принципами свободы слова, свободы журналистики, свободы распространения информации", – заявил Шафир.
По его словам, вся эта история с выдавливанием российских СМИ как носителей альтернативной в отношении европейских СМИ информации на то, что происходит в Европе, России и мире, так и в отношении российских СМИ как носителей русского языка, длится достаточно давно.
"Эта история планомерная и целенаправленная. Сначала аудиторию отсекли от эфира, запретили трансляцию телеканалов. Сейчас мы видим то, что следовало ожидать: они будут запрещать доступ к версиям сайта, к текстовой информации. Фактически на наших глазах происходит тотальное выдавливание и ликвидация российских СМИ как носителей русского языка из балтийского, а потом и европейского пространства при полном попустительстве и руководства Евросоюза, и международной общественности", – отметил секретарь Союза журналистов России.
Шафир подчеркнул, что этот процесс носит не единовременный характер и не разовый характер. По его словам, развернулась самая настоящая целенаправленная кампания против российских СМИ.
"Самое главное не то, что это происходит не просто на наших глазах, а в том, какие меры по противодействую этому и защите прав наших журналистов и ваших коллег в том числе, а также защите аудитории, которую отсекают от возможности выбора и получения информации, на голову которой сваливается цензура, можно предпринять и когда они будут предприняты. То, что их необходимо предпринимать, и предпринять оперативно, – это очевидно. Суть в том, что такими темпами эта кампания будет продолжаться очень быстро, и мы вскоре станем свидетелями того, что российские СМИ будут отсечены ото всего пространства и всей европейской аудитории. Вот и все, к сожалению", – указал Шафир.
Он отметил, что на данном этапе никаких конкретных и планомерных шагов по противодействию этому процессу он не наблюдает. "Каждый раз, когда происходит такая ситуация, общественные организации и журналисты на своем уровне высказывают протест, мы обращаемся к нашим зарубежным коллегам, часть из них тоже реагирует адекватно, часть из них совершенно согласна, что мы видим цензуру. Мы видим, что нарушаются права журналистов. Однако целенаправленной кампании по противодействию, которая поможет защитить наши СМИ наших журналистов, их интересы, их профессиональные права, – я пока этого не вижу", – сказал Шафир.
Он подчеркнул, что "отсчет времени идет очень быстро и отсечение, выдавливание российских СМИ будет набирать обороты. Предпринимать какие-то меры необходимо не только на уровне журналистов и общественных организации, но в том числе на уровне российского МИД. Это вопрос максимально серьезный".
Выдавливание и ликвидация российских СМИ в информационном европейском пространстве – это вопрос, который затрагивает всех их представителей. Следовательно, "необходимо не только широкое общественная дискуссия. Но и конкретная программа действий против таких шагов, которые не имеют ничего общего ни со свободой слова, ни со свободной конкуренции, ни с правами журналистов".
Ранее Государственная дума обратилась к парламентам европейских государств с призывом осудить притеснение русскоязычных журналистов и нарушение принципа свободы слова со стороны властей Латвии. Нижняя палата парламента РФ осуждает действия властей Латвии, "связанные с непрекращающимися политически мотивированными репрессиями в отношении русскоязычных журналистов и общественных деятелей". Отмечается, что случаи притеснения журналистов, которые говорят на русском языке, стали "чаще и масштабнее".