Арест юриста-правозащитника Сергея Середенко можно расценивать как преследование русских активистов, в данном случае, в Эстонии. Так прокомментировал в разговоре с Baltnews латвийский правозащитник Александр Гапоненко инцидент, о котором стало известно накануне.
Во вторник, 30 марта, стало известно, что в Таллине по подозрению в антигосударственной деятельности задержали эстонского гражданина Сергея Середенко.
"Его подозревают в отношениях против Эстонской Республики. По ходатайству прокуратуры суд заключил подозреваемого под стражу, сочтя обоснованным как предъявленное ему подозрение, так и содержание его под стражей", – заявила также во вторник пресс-секретарь Государственной прокуратуры Кайри Кюнгас.
Правозащитника обвиняют в нарушении статьи 235 прим. 1 Пенитенциарного кодекса, подразумевающей создание или поддержание отношений с иностранным государством, иностранной организацией или лицом, действующим по заданию иностранного государства, с целью совершения преступления, направленного против Эстонии.
Суть предъявленного обвинения разъяснил Baltnews латвийский правозащитник Александр Гапоненко, который хорошо знаком с Сергеем Середенко. Кроме того, и Гапоненко, и журналист Юрий Алексеев, в Латвии попали под преследование по той же самой статье.
"Действительно, Середенко предъявлено обвинение в том, что он действовал против Эстонии в составе коллектива из трех человек – групповое преступление. Ему грозит до шести лет уголовного наказания, если суд примет такое решение. Это так называемый лайт шпионаж, как мы, правозащитники, его называем. Он очень слабо проработан в юридическом плане, еще никого так не осудили по этой статье. Он во многом схож с той статьей, которая существует в американском законодательстве", – пояснил правозащитник.
Судьба антифашиста в Европе
Гапоненко отметил, что в США факт незарегистрированных действий лиц в пользу иностранного государства четко прописан в законе. Если лицо регистрирует свою деятельность и работает, например, в интересах Ирана, то оно не нарушает закон и может спокойно продолжать работать. Но если лицо действует в интересах Ирана и не зарегистрировалось, то вступает в действие соответствующая статья закона – аналогичная латвийской или эстонской.
"Но в Прибалтике по этой статье еще никого не привлекали", – отметил Гапоненко и подчеркнул, что уверен – Середенко арестовали совершенно не по причине того, что он занимался "легким шпионажем", а за его деятельность – антифашистскую.
"В частности, был известным теоретиком, юристом по вопросам правых национал-радикальных режимов, фашистских режимов. Он, например, делал экспертизу украинский партии "Свобода". Определил ее как фашистскую. Мы вместе с ним выпустили книжку о преследовании русских правозащитников в Прибалтике, презентовали эту книжку на сессию ОБСЕ в Варшаве. Книга была посвящена проблемам гуманитарного образования", – рассказал Гапоненко.
Кроме того, Сергей Середенко выступал в роли юриста, когда проводились мероприятия, например, акция "Бессмертный полк".
"Он всегда выступал в качестве инициатора проведения пикетов в тех случаях, когда людей незаслуженно осуждали или подвергали преследованиям по Прибалтике. Вот за эту деятельность, я уверен, его и привлекли сейчас к уголовной ответственности. Но прямо это нельзя преследовать, поэтому придумали такую статью о том, что он шпионил. А какой доступ он имел к секретным материалам, если он работал дворником в эстонской гимназии? Его не брали на работу, несмотря на его высочайшую юридическую квалификацию. Считаю, это тоже форма его преследования", – рассудил правозащитник.
Он рассказал, что беседовал с Сергеем Середенко в начале марта – видимо, незадолго до ареста. У эстонского коллеги "было неважное настроение в связи с тем, что он был простужен, кашлял". Чуть позже Гапоненко отправил Середенко пару сообщений на Facebook, но ответов не последовало. Первая мысль была – приболел, лечится. А неделю назад не получил Гапоненко ответа и на отправленное приглашение на презентацию своей книжки "Европейский фашизм". Вот тут начались переживания – что-то случилось.
По словам Гапоненко, Сергей Середенко живет один в Эстонии, члены семьи за границей – сразу никто не отреагировал на его отсутствие. А адвокат, к сожалению, не дал информации друзьям о том, что произошло.
"Это беда. Сейчас мы, Европейский союз политрепрессированных, в который вошел и Сережа, начинаем широко информировать общественность о том, что произошло, дали объявление с просьбой поддержать Сергея", – сказал Александр Гапоненко и добавил, что запущена акция "написать ему письма-открытки в тюрьму, потому что сидеть в одиночке – мало радости". Кроме того, опубликован номер расчетного счета Сергея в тюрьме, куда можно отправить ему небольшую поддержку, чтобы он мог приобрести свежие продукты.
Александр Гапоненко по своему опыта знает, какую поддержку дают письма, приходящие во время заключения, – на 9 мая, вспоминает правозащитник, даже до 500 писем и открыток доходило. Что же касается Сергея Середенко, на его защиту готовы встать всерьез. Гапоненко подчеркнул, в странах Балтии "наблюдается ухудшение ситуации по таким делам, есть реальный риск оказаться за решеткой по надуманным и безосновательным обвинениям".
"По собственному опыту сужу, что по всей Прибалтике уже ужесточились эти преступления. Меня приговорили к одному году условно. Это показательный пример. Раньше ограничивались запугиванием в первой, во второй инстанции суд оправдывал полностью. Теперь он уже не оправдывает. И то, я думаю, меня наказали условно, потому что шум большой подняла пресса, и друзья меня поддержали. Если бы это втихую прошло, то был бы реальный срок", – сказал Александр Гапоненко.
Как в Латвии попирают права российских соотечественников – доклад МИД России >>>
Поэтому в отношении Сергея Середенко молчать нельзя, и друзья и коллеги уже готовятся писать в ООН, в ОБСЕ с просьбой обратить внимание на это случай. Александр Гапоненко подчеркнул, что арест эстонского защитника расценивает как "преследование русских активистов, в данном случае, в Эстонии".