О задержании судна стало известно на прошлой неделе. Сотрудники Службы безопасности Украины обыскали танкер, изъяли документы и записи переговоров, а также допросили экипаж. Позже вся команда была отправлена в Россию, а танкер остался в украинском порту – его признали "вещественным доказательством".
Киев настаивает, что судно якобы было использовано для создания помех украинским военным кораблям в Керченском проливе осенью прошлого года. По заявлению СБУ, тогда танкер носил название Neyma.
Арест танкера, документов и имущества, находившегося на судне, санкционировал Приморский районный суд Одессы. Матиос заявил, что суд признал правомерность действий военных прокуроров и следователей СБУ.
"Мы это сделали законно. Точка!" – написал главный военный прокурор в Facebook.
Российское посольство в Киеве сообщило, что уведомления об аресте танкера пока не получило.
"Постановлением суд санкционировал применение меры пресечения в виде ареста имущества в отношении самого судна, а также имущества и документов, изъятых во время проведенного на борту обыска. Посольство продолжает следить за ситуацией, в частности, ждет публикацию полного текста определения, после чего станет возможным дать оценки доводам украинской стороны", – сказал РИА Новости пресс-атташе дипмиссии Денис Голенко.
Нота генконсульства РФ в Одессе в адрес украинского МИД с просьбой прояснить ситуацию остается без ответа.
Замглавы МИД Григорий Карасин заявил, что Россия будет следить за ситуацией вокруг танкера, но оспаривать решение властей Украины об аресте судна должен его собственник.
"Для нас самое главное было освободить людей. Наши граждане моряки уже находятся давно дома. Судно это находится в частном владении, поэтому все должна решить судебная инстанция", – отметил он в эфире Коммерсант FM.
"Очевидная провокация"
Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Безпалько в эфире радио Sputnik дал свою оценку ситуации.
"Очевидно, что со стороны России должны последовать какие-то шаги, хотя это – очевидная провокация со стороны Украины. То есть, может быть, они и ждут как раз каких-то направленных с нашей стороны шагов. Но вообще, насколько я помню, после ареста одного из российских судов последовали очень тщательные проверки украинских кораблей, которые следовали через Керченский пролив. Может быть, Украина хочет повторения подобного рода сценария? Или это провокация против президента [Владимира] Зеленского? Или все это вместе? С одной стороны, заставить Зеленского пойти на обострение отношений с Россией, а с другой – спровоцировать Россию на какие-нибудь действия с тем, чтобы потом истолковать действия Зеленского не как продолжение политики [Петра] Порошенко, а как ответ "на агрессивные действия России", – сказал он.
Депутат Госдумы Юрий Швыткин призвал не оставлять провокацию Киева без ответа.
"Это грубое нарушение норм международного права… С нашей стороны необходимо применить соответствующие нормы уголовного права, в том числе возможное вынесение данного вопроса на Совет Безопасности ООН", – заявил он в разговоре с RT.
Парламентарий также отметил, что подобные действия не способствуют продуктивному диалогу двух стран.