Случайная ошибка натовского пилота могла бы привести к серьезным последствиям, как это неоднократно бывало в истории.
Малые, на первый взгляд, несущественные события, не раз выступали спусковым механизмом масштабных трагедий. Убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда в Сараево девятнадцатилетним членом террористической организации "Молодая Босния" Гаврило Принципом стало поводом для начала Первой мировой войны. Войны таких масштабов, которые ранее Европа еще не видела: участвовали 38 государств, население которых составляло 62% от общемирового.
История знает и массу других подобных "случайностей". Например, "подрыв" американского броненосца "Мэйн" в 1898 году, давший Соединенным Штатам предлог "отжать" у Испании азиатские и латиноамериканские колонии. Спустя многие годы легенда с "вражеской диверсией" так и не нашла подтверждения. Сейчас одной из возможных причин взрыва броненосца называется пожар в угольных бункерах.
Или же случай с торпедированием американского лайнера "Луизитания" в 1915 году, ставший основанием для вступления США в Первую мировую войну. Несмотря на предупреждение Германии и четко очерченную акваторию боевых действий, лайнер халатно (а может, и для провокации) был отправлен в трансатлантический круиз.
Якобы имевшая место атака на американский эсминец "Мэддокс" в 1964 году послужила поводом к началу войны во Вьетнаме, а сбитый над Донецкой областью в 2014 году малазийский Boeing MH17 придал новое измерение военно-политическому кризису в Донбассе.
Конечно, войны не начинаются на пустом месте. Чтобы "случайное" событие запустило масштабную катастрофу, для нее должны быть созданы условия. К той же Первой мировой войне европейские страны готовились уже с самого начала XX века: Германия стращала Францию, Австро-Венгрия ставила под ружье своих подданных, неоднократно объявляя мобилизацию. К пороховой бочке оставалось поднести лишь зажженную спичку. Убийство в Сараево стало такой "спичкой". "Теперь или никогда", написал германский кайзер после смерти эрцгерцога Фердинанда на полях телеграммы… И начал войну.
Сегодняшняя ситуация в мире снова далека от спокойствия. Размещение батальонов НАТО на бесконечной ротации в Прибалтике и Польше, пошаговое приближение альянса к российским границам, разговоры о вступлении Украины и Грузии в евроатлантический военный блок и всеобщая милитаризация Европы – все эти процессы не добавляют стабильности. Силы России и НАТО регулярном соприкасаются в воздухе и в воде. Шансы столкнуться в Сирии или где-нибудь над Балтийским морем предельно высоки. В воздухе откровенно пахнет войной. В подобных ситуациях нелепая случайность или преднамеренная провокация как раз и становятся импульсом, приводящим к настоящему конфликту.
По словам командующего ВВС Рииво Валге, пущенная по ошибке испанским самолетом Eurofighter ракета AMRAAM могла бы попасть "по ту сторону Чудского озера на территорию Российской Федерации", если бы полетела на восток. Дальность полета такой ракеты – более 100 километров. Откровенная нелепость могла бы привести к определенной реакции и запустить процесс, который сложно остановить дипломатическими переговорами.
Вывод из этого инцидента тривиален: усиление НАТО не повышает безопасность прибалтийского региона. Напротив, это делает его более уязвимым. Во-первых, страны Балтии оказываются под прицелом российских вооруженных сил. Во-вторых, возрастает риск столкновения сторон.
Работает военная теория – раскручивается спираль "дилеммы безопасности". Эстония, Латвия и Литва вооружаются. Москва реагирует на милитаризацию сопредельных территорий и усиливает Западный военный округ. Прибалтика снова пугается и снова вооружается. Нарастает динамика реакций и контрреакций.
Тут-то любая выпущенная ракета, любая сознательная или случайная провокация могут привести к необратимым последствиям, буквально подорвать регион.
На этот раз обошлось. Но висящее на стене ружье ведь должно когда-нибудь выстрелить.