Но невозможно же подобное бесконечно оправдывать.
Свастикой уже не удивишь?
Речь идет о флагах, изображающих символы нацизма, на праздновании столетия Латвии. В такой знаменательный для республики день, призванный пробудить остатки патриотизма и лояльности к стране, большая свастика развевается на фоне Памятника Свободы. Никаких "скидок" в этот раз сделать не получится: на флаге красовался не орнамент латышского фольклора "огненный крест", а правосторонняя нацистская свастика.
Флаги были продемонстрированы во время факельного шествия в честь столетнего юбилея Латвии, организованного Национальным объединение и обществом "Береги язык и Латвию". От них как от организаторов шествия легионеров 16-го марта, можно ожидать, конечно, всякого. Но проблема в том, что, в отличие от маргинальных маршей СС, шествие было наделено статусом национального мероприятия в рамках Дня независимости.
Намеренно развернутая или нет, но свастика смотрится крайне двусмысленно на параде, предназначенном олицетворять национальную гордость латвийского народа. Спрашивается: вот этот знак – это наша гордость? Неужели в Латвии не осталось других непровокативных народных символов? Такие случайности происходят подозрительно часто, и, кажется, уже стали правилом.
По иронии судьбы автором фотографий, запечатлевших нацистские символы, оказался раввин рижской синагоги, гражданин США, Калев Крелин. На его пост на Facebook откликнулись многие евреи Латвии и мира: например, Эфраим Зурофф – израильский историк, известный своей деятельностью по розыску нацистских преступников и критикой стран Балтии из-за их мягкости по отношению к современным проявлением нацизма.
Кроме того, Зурофф обвиняет страны Балтии в том, что со времен обретения независимости, они не предприняли никаких усилий по разоблачению и наказанию нацистских преступников, вернувшихся в Прибалтику после распада СССР. Вместо этого, балтийские власти сконцентрировались на декоммунизации и развитии национальной фобии к Советскому Союза. Отсюда и ряд музеев, посвященных советской оккупации и деятельности КГБ, и фильмы про мешки ЧК, и многие другие проявления антисоветской истерии.
Дуракам закон не писан
Представители Нацобъединения отвергли все обвинения, заявив, что "в их зоне ответственности таких флагов не было", а уголовный поступок приписали членам национальных радикальных организаций. Процент городских сумасшедших стабилен, поэтому встает вопрос о действиях правоохранительных органов, точнее – об их бездействии.
Пресс-секретарь рижской муниципальной полиции Том Садовскис заявил: "В данном случае нарушения не были констатированы. Кроме того, от организаторов мероприятия не поступило никаких возражений против участников шествия, у которых были эти флаги".
Интересный ответ. Если следовать его логике, то это означает, что представители полиции буквально не знают законов страны, которой они служат. Согласно статье 4 пункту 1 закона "О безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий", в Латвийской Республике запрещено использовать флаги, гербы и гимны бывшего СССР, бывших республик СССР, нацистской Германии, нацистскую свастику, за исключением случаев, когда цель их использования не связана с прославлением тоталитарных режимов или оправданием преступных деяний.
Вряд ли полиция могла подумать, что люди с флагами – это участники незапланированных исторических реставраций. Скорее всего, правоохранительные органы не рискнули тронуть нарушителей, чтобы как не портить общественный праздник, так и избежать совершения ошибки – если организаторы пустили этих людей, значит так нужно.
И, вероятно, они были правы. Заявления генерального секретаря Нацобъединения Райвиса Зелтитса демонстрируют его лояльное отношение к подобной символике.
На данный момент Полиция безопасности проводит расследование происшествия. Правда, стимулом для этого послужило не нарушение закона Латвийской Республики как таковое, а заявление лидера латвийского объединения "Против нацизма" Яниса Кузинса. Не было бы заявления – не было бы и расследования.
То, что все люди в Латвии разные – это понятно. Но если представители полиции "не заметили ничего такого" в свастике, то самое время задаться вопросом: не превращают ли маргинальные проявления нацизм в национальную традицию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.