В феврале 1944 года в штаб партизанского отряда Вилиса Самсонса из Москвы поступила радиограмма: "Можно ли создать в Латвии 1-ю партизанскую бригаду?". Создать ее предполагалось в северо-восточной части Латвии.
Легендарный антифашист, будущий Герой Советского Союза Вилис Самсонс по прозвищу "Дадзис" (латыш. Репей) решил встретиться с командирами нескольких партизанских отрядов и подотрядов в северо-восточной Латвии, побеседовать с ними о том, стоит ли менять структуру партизанского движения. Но даже провести подобное обсуждение было непросто: пришлось сформировать ударную группу партизан, которая двигалась вместе с Самсонсом от одного отряда к другому, в пути порой подвергаясь атакам нацистов.
Вилис Самсонс записывал в журнале боевых действий: "28 февраля… полиция ищет следы партизан… Вечером принимаем бой… 5 марта. Экспедиция (ищущие партизан немцы – прим. автора) атакует лагерь № 2. Сжигает… 12 марта… Лагерь окружают с двух сторон, обойдя передовые посты. Отходим. Фрицы занимают лагерь".
И вот в такой обстановке 15 марта из Москвы поступила новая радиограмма: "Самсонсу. Почему не отвечаете? Ваши соображения о возможностях организации бригады?". 16 марта Вилис Самсонс послал такой ответ: "Отряды большие, действуют во многих секторах, так что необходимо единое руководство". То есть высказался за создание 1-й партизанской бригады.
Приказ о создании 1-й Латвийской партизанской бригады в Москве был издан в тот же день. Но в Латвии радиограмму о создании 1-й бригады приняли 17 марта. Кто же знал тогда, что именно этот день станет для сотен латвийских партизан своего рода праздничным?
Уже летом 1944-го года появляются вторая, а потом и третья латвийские партизанские бригады. Что касается первой партизанской бригады, действовавшей в северо-восточной Латвии, то летом 1944-го года в ее составе действовали 7 партизанских отрядов, штабной взвод и 8 подотрядов, групп и взводов.
Зачем понадобилось создавать партизанские бригады почти что в канун начала освобождения Латвии от нацистов? Думается, вовсе не для того, чтобы некие начальники могли бы отрапортовать, что партизан у нас много, целыми бригадами воюют. Просто число и партизан, и отрядов быстро росло, а потому требовалась координация их действий.
Почему становились партизанами
Почему именно в это время все большее число жителей Латвии шли в партизаны? Причин тому много. Вспоминается разговор с одним пожилым латгальцем, с которым я (автор Александр Гурин – прим. Baltnews.lv) беседовал почти 40 лет назад. В 1944 году он, молодой парень, был далек от политики. Но вот нацисты попытались призвать его в Латышский легион Ваффен СС. Владислав – так звали моего собеседника – определил для себя иную судьбу. Он ушел в лес, дождался прихода советских войск и вступил в ряды Красной армии.
Вспомним строчку из стихотворения поэта Юрия Левитанского: "Каждый выбирает для себя". В 1944 году в Латвии были случаи, когда приходилось выбирать между уходом в лес и вступлением в легион СС; кто-то в 1944 году начинал понимать, что борьба против нацистов не будет безнадежной и бессмысленной, а закончится победой. Словом, по разным причинам ряды латвийских партизан росли.
Всего за годы Великой Отечественной войны в Латвии действовали около 5 тысяч партизан, не считая подпольщиков, а также невооруженных добровольных помощников, к примеру, тех, кто снабжал антифашистов продуктами. При этом следует учесть, что тысячи жителей Латвии еще в июне 1941-го добровольно вступили в Красную армию, десятки тысяч латвийцев оперативно эвакуировались в советский тыл, а тысячи лиц с "подозрительной" биографией были арестованы немцами еще в первые месяцы нацистской оккупации Латвии. То есть большинство из числа тех латвийцев, кто был готов бороться с нацизмом в рядах партизан, просто не могли этого сделать.
Какими воинами были партизаны
Какие потери советские партизаны – латвийские антифашисты – нанесли нацистам? Несомненно, немалые. Сопоставим. Очевидно, что безвозвратные потери немцев, их союзников и местных коллаборационистов-полицейских в боях с советскими партизанами намного превосходят, к примеру, потери немцев во время разгрома вермахтом войск англо-французской коалиции в 1940 году. Хотя у союзников имелись 4 миллиона военнослужащих, тысячи танков и самолетов, десятки тысяч артиллерийских орудий. Словом, было им чем бить врага.
А латвийские партизаны порой воевали тем оружием, которое удавалось добыть у гитлеровцев, иногда из-за нехватки винтовок приходилось даже отказывать желавшим вступить в партизанскую бригаду. Вилис Самсонс позднее вспоминал, как за пару недель до создания 1-й Латвийской партизанской бригады его группа шла в один из отрядов – обсуждать, нужны ли перемены в структуре партизанского движения.
Он писал: "В Гривинском лесу, куда мы идем, новобранцы – без оружия, не хватает на всех боеприпасов. И тол израсходован на дорогах – на машины, эшелоны".
Вот в каких условиях порой приходилось воевать. Тем не менее латвийские партизаны создавали нацистам серьезные проблемы. Тот же Самсонс позднее писал, что в северо-восточной Латвии они подорвали более ста эшелонов, уничтожили 300 автомашин, немало другой техники противника…
Еще одно сопоставление. Потери, которые в 1939 году нанесли нацистам вооруженные силы Польши, кажутся просто ничтожными в сравнении с ущербом, нанесенным противнику советскими партизанами, хотя Польша выставила против германской армии около миллиона солдат и офицеров, тысячи пушек, почти тысячу танков и около 20 тысяч пулеметов… Однако безвозвратные потери немцев – 16 тысяч человек – никак не повлияли на ход Второй мировой войны. Действия советских партизан оказались куда более эффективными.
Кстати, уже в XXI веке довелось читать статью одного польского профессора, утверждавшего, что Россия должна быть благодарна польской армии, ведь эти 16 тысяч военнослужащих вермахта не вторглись в СССР. Относиться к подобным текстам можно по-разному. Можно сопоставлять цифры потерь, нанесенных вермахту польской и Красной армией, и иронически улыбаться, читая слова профессора.
Однако можно сделать и такое сопоставление. При вторжении в Данию вермахт потерял 13 человек, при захвате Югославии –151 человек убитыми; при захвате Греции (которую защищал и британский экспедиционный корпус) – около тысячи человек убитыми. Если сравнивать, то действия польской армии выглядят даже солидно – некоторые другие страны Европы капитулировали перед нацистами без серьезного сопротивления, а поляки хотя бы воевали.
Зададимся вопросом: как на таком фоне выглядят действия советских, в том числе латвийских партизан? Ведь потери вермахта в Польше в 1939 году попросту незначительны, в сравнении с теми потерями, которые нанесли нацистам и их пособникам партизаны. Думается, вполне верен тезис о том, что советские партизаны и подпольщики в определенный период Второй мировой войны и были "вторым фронтом", оттягивающим на себя немалые силы гитлеровцев и их сателлитов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.