В память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд 11 апреля 1945 года ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей – "фабрик смерти", унесших 11 миллионов жизней.
Польша допускает только свое видение
В ходе обсуждения упомянули историю лагеря смерти "Собибор" в Польше, из которого с боем вырвались 300 узников.
"Собибор – это коллективный подвиг", – сказал на пресс-конференции главный специалист научного отдела РВИО Константин Пахалюк.
После войны на месте лагеря появился музей-мемориал. Пять лет назад Россия согласилась на участие в разработке новой музейной экспозиции, однако после смены политического курса Польши приглашение было отозвано. РВИО подготовило обращение к руководству Европейского союза с просьбой участвовать в создании совместной музейной экспозиции в польском "Собиборе", чтобы доказать, что "это общий дом" и общее наследие.
"История как самая важная часть польской пропаганды приватизирована вся. Не допускается ни малейшего отклонения от польского видения событий. Даже не зная, что будет в российской экспозиции, заранее все запрещают. Это часть построения тоталитарного государства", – комментирует ситуацию политолог Юрий Бондаренко.
Вспоминая свои попытки доказать, что нельзя "выбросить" Россию из общеевропейской истории, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков напомнил, что Россию делают изгоем в культурном плане, и это свидетельствует о разрыве культурных связей, об отрыве одного народа от другого.
"Наша задача – единение тех начал, которые еще существуют", – утверждает он.
Соцопросы говорят, что для 80% поляков память о "Собиборе" – память о страдании польского народа.
"О наших военнопленных они говорить не хотят, а о евреях тем более", – заметил Константин Пахалюк, добавив, что поляки не хотят признавать свое участие в геноциде евреев.
Почему Прибалтика оправдывает нацистов
На территории нынешней "новой Европы" – стран Прибалтики – располагалось множество лагерей смерти.
Например, в Латвии это Саласпилс и Рига-Кайзервальд. Официально Саласпилский лагерь называют расширенной полицейской тюрьмой и воспитательно-трудовым лагерем.
Латвийские власти пытаются убедить мир в том, что в лагере вовсе не погибли 7 тысяч детей: туда привезли ненадолго всего-то 3 тысячи несовершеннолетних, пишет Sputnik Латвия. Однако эта версия остается неофициальной и не признается.
"Категорически отрицаем, что кровь детей, содержащихся в лагере, была предназначена для солдат вермахта", – утверждает автор "официальной" истории Улдис Нейбургс.
Это яркий пример фальсификации истории. Оправдывая бесчеловечный режим, Латвия придерживается курса Запада.
"У прибалтийской элиты четкая задача – выжить [из своего исторического прошлого] Россию и делать из нее что угодно", – объяснил Baltnews научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
По словам историка, Прибалтика деградирует и не позволяет России принять участие в создании общего исторического прошлого.
"Мы, русские люди, привыкли к чему-то прикасаться и помогать. Но для того, чтобы страна стала лучше, помощи России недостаточно. Для этого нужна активная работа со студентами, их знакомство с опытом стран (России, Латвии, Литвы и Эстонии – прим. Baltnews). Так, отношения уже через 3-4 недели между людьми будут совсем другими. Дело в том, что необходимо живое общение между людьми", – отметил Мягков.
Травля России, по словам Мягкова, связана еще и с тем, что Прибалтика не заинтересована в развитии своего восточного соседа. С этим может быть связано переписывание истории. Чем больше Россия будет ослаблена, тем больше будут получать дивиденды прибалтийские республики со стороны Запада, пояснил он.
Точка еще не поставлена
Сегодня о преступлениях нацистского режима приходится напоминать, продолжил историк.
"Все началось именно с нее", – уверен Михаил Мягков.
Политика геноцида и ее истоки до конца не изучены, заметил он – так же, как и неизвестны мотивы человека, который шел на то или иное преступление. Но это не отменяет преступность деяний солдат вермахта и ни в коем случае не оправдывает фашистский режим. Проблема фашизма, как и проблема холокоста, происходит из-за сути человека и самой системы, считают историки.
Он добавил, что ни один человек, который совершил в годы войны преступление против человечности, не может уйти от ответственности.
Свидетельством того, что Нюрнбергский процесс не поставил точку в фашистском вопросе, является дело бывшего охранника концлагеря под Гданьском Йохана [фамилия засекречена]. Сейчас он обвиняется с причастности к сотням убийств. Суд до сих пор продолжается, а обвиняемому тем временем уже 95 лет. Многие подобные дела не закрыты до сих пор. Над этим предстоит работать еще долго, признается Мягков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.