Событий на неделе – уйма, и главное из них для нас, конечно – встреча президентов Эстонии и России. Но главам государств придется подождать, потому что "Политкорректор" – правозащитное обозрение, и у нас тут свои приоритеты.
В прошлом выпуске я докладывал о том, что по делу Альгирдаса Палецкиса должно было состояться судебное заседание по мере пресечения, при этом время заседания не оглашалось. Судя по всему, суд решил продлить его содержание в тюрьме, потому что на свободе Альгирдаса нет. Гедрюс Грабаускас вообще начал говорить про "тайные суды", а на мой встречный вопрос о том, имеет ли он в виду закрытые судебные заседания, ответил, что ему сказали, что суд будет именно тайным.
О том, что сейчас происходит в Литве, Гедрюс написал со свойственной ему экспрессией:
"Надо сказать, что задавали мне странные вопросы. "Почему я и мои соратники из Соцфронта освещаем преследование Альгирдаса Палецкиса? Почему также занимаемся организацией юридической помощи ему? Вы свободно занимались этим или по указанию других лиц?". В конце допроса меня хотели заставить подписать официальный документ о том, что я не буду "освещать материалы об уголовном деле, где фигурирует Альгирдас Палецкис". Я отказался подписать этот документ!".
Также Гедрюс написал о том, что в марте в суде города Кедайняя состоялось заседание по вопросу запрета "Союза наблюдателей за правами человека Литвы". Председатель этой организации Донатас Шульцас после суда заявил, что идет жесткое давление на Союз наблюдателей и его активистов. Судебный запрет правозащитной организации – это уже какой-то новый уровень преследований.
В Варшавском окружном суде прошло слушание по делу Матеуша Пискорского – в мае будет уже три (!) года, как он в тюрьме. Перед залом суда Матеуш попытался сделать заявление для СМИ, но его грубо затолкали внутрь. Однако он успел дать свое понимание обвинения: "Меня обвиняют в формировании общественного мнения. Это первый такого типа процесс не только в Польше, но и в Европе!".
Власти ведут себя по отношению к Матеушу просто по-свински. Тут уже сообщалось о том, что суд вынес решение об его освобождении под залог в чудовищную сумму – полмиллиона злотых. Подруга Матеуша Марина Клебанович пыталась собрать эту сумму, и кое-кто из моих друзей откликнулся на размещенный в "Политкорректоре" призыв – спасибо им за это! Но полмиллиона… В конце концов родители Матеуша оформили ипотеку (их дом банк взял как залог, охватывающий установленную сумму). Поданные документы должен был формально рассмотреть апелляционный суд, который и установил залоговую сумму. Однако суд отказался рассматривать этот вопрос, отправив документы по ипотеке в окружной суд. Последний "отфутболил" их обратно в апелляционный, а тот выслал снова в окружной. Так время на внесение залога закончилось.
Если дать этим действиям справедливую оценку, то мне закроют въезд в Польшу. А там в Варшаве проходят сессии БДИПЧ ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека – прим. Baltnews)… Так что пусть будет просто "свинство".
Еще новость. От ТАСС: "Апелляционный суд оставил без изменений решение суда первой инстанции, согласно которому Гирс был признан невинным и был оправдан".
Илларион Гирс: "ТАСС уполномочен заявить: меня сегодня не только вновь признали невиновным, но оказывается еще и невинным. И если на первом я настаивал, то второго никак не ожидал. Это чудесный прецедент! Теперь вот, как минимум до моего (вне-)очередного грехопадения, я вправе на обращение: Ваша невинность! Такой вот прекрасный билет в новую жизнь, буду пользоваться!".
Дальше. Латвийская Служба государственной безопасности завершила расследование деятельности Олега Бурака. Дело передано в прокуратуру. В течение ближайших полутора-двух месяцев прокурор направит дело в суд.
Бураку предъявлены обвинения по четырем статьям Уголовного закона ЛР. Основное и самое тяжелое – обвинение в шпионаже в пользу России, "потолок" наказания по которому – двадцать лет лишения свободы. До суда обвиняемый остается под стражей в Рижской центральной тюрьме.
В этом деле, признаться, меня смущало то, что Бурак – бывший полицейский. Однако коллега Владимир Линдерман думает о полицейских лучше, чем я, и держит, что называется, руку на пульсе. Хотя от "правоохранителей" ему досталось несравненно больше, чем мне. Пусть будет так, и свободу Олегу Бураку!
Эстонские "правоохранители" из Охранной полиции выпустили новый ежегодник. Только я успел отметить, что в прошлом году это "популярное издание" обошлось без имен, и поприветствовать ту же тенденцию в Латвии, как оказалось, что все опять по-прежнему. И поделом мне, не надо было хвастаться тем, что из-за обнародования "Преследования правозащитников в Прибалтике" Охранка-де одумалась. Щазз! Однако возвращение к поименному тыканью пальцем во "врагов народа" не обошлось без жесточайшего прокола.
Олег Култаев: "12 апреля 2019 года уважаемая организация – Полиция безопасности (КаПо) (правильно все-таки Охранная полиция – прим автора), опубликовала очередной ежегодник. И, честно говоря, я о выпуске этого издания и не узнал бы, если бы 11 апреля вечером мне не позвонила журналистка, представившаяся Лииной Халлик из газеты Õhtuleht. Она сообщила, что мое имя упомянуто в ежегоднике КаПо, и попросила меня это прокомментировать".
Ну, то, что эстонские журналисты из "мейнстрима" получают на руки свежий ежегодник Охранки до его презентации – это пустяки, дело житейское. А вот дальше Олег, преодолев свое недоумение и ознакомившись с летописью, впал в оторопь. Потому что в ней он прочитал, что "8 декабря 2018 г. при участии дипломатов Российского посольства в Таллине состоялся Круглый стол "1937–1941: Эстония накануне войны", организатором которого был обозначен клуб историков "Клио". На российском "пропагандистском" портале Sputnik клубу дали по каким-то причинам титул "эстонский исторический кружок", но не объяснили, что в названии Клио нет причин видеть связь с древнегреческой музой истории Клио. При ближайшем исследовании выясняется, что Клио – это русское сокращение, означающее "клуб левых историков и обществоведов".
К которому Олег отношения не имеет: "Автор связал Клуб "Клио" в России с эстонским кружком "Клио", хотя ни при ближайшем, ни при каком другом рассмотрении, они не имеют ни то что связи, даже намека на связь". Подробнее о том, как в это оказался втянутым Олег, читайте в его статье.
Но это – забавные нелепости. Ежегодник, на самом-то деле, чемпионский по русофобии.
Дмитрий Линтер: "Документ прямо-таки страшный, откровенно разжигает ненависть к России и русским".
КП посчитала: "Из 57-ми страниц отчета КаПо слова "Россия" (и производные) употребляются 200 раз, слова "Кремль" (и производные) – порядка 60 раз".
Я нынешний ежегодник еще с карандашом не штудировал, зато просмотрел их все подряд, силясь понять, каким же образом Охранка проворонила приход к власти нацистов из EKRE, если пригляд за правыми радикалами прямо входит в их служебные обязанности. А, просмотрев, перевел относящееся к делу и написал беспощадный лонгрид, в котором пришел к выводу, что на деле Охранка занималась укрывательством нацистов за бодрыми репортажами о том, что их "не больше сотни" и завесой анонимности. За все (!) годы в ежегодниках по имени назван только один (!) нацист-эстонец.
Будете смеяться, но главный по должности нацист, председатель EKRE (Консервативная народная партия Эстонии – прим. Baltnews) Март Хельме даже с таким бархатным отношением не согласен и считает, что Охранка в отношении нацистов "исполняет политический заказ"… из Европейской Комиссии: "Они работают, исходя из провозглашенной Европейской Комиссией единственно правильной идеологии, которой придерживаются как политической линии. Согласно ей, любые национальные силы обозначены как угроза. Этим наши спецслужбы не должны заниматься". (Не)кстати этот господин, скорее всего, скоро займет кресло главы МВД, и Охранка окажется в его прямом подчинении.
Штудируя ежегодники, обратил внимание на то, что особое внимание Охранка обращала (скорее, конечно, делала вид) на международные контакты эстонских нацистов. О контактах EKRE с украинским Национальным корпусом (организация запрещена в РФ – прим. Baltnews) я уже писал, а вот свежие поступления.
Яак Мадисон, восходящая звезда EKRE: "Решено, что наш(и) депутат(ы) в Европейском Парламенте объединятся с самой мощной и правой инициативой! 8 апреля в Милане состоялась встреча четырех партий – "Лиги Севера", партии "Истинные финны", Народной партии Дании и "Альтернативы для Германии", где было решено объединить силы с тем, чтобы вернуть Европейский Союз к своим основам. (…) В Европейском Парламенте будет крупная правая сила, которая решающим образом определит будущее Европы. К этой инициативе уже присоединилась австрийская Партия свободы, входящая в правительство".
Ну и о встрече Кальюлайд с Путиным. Тема героизации нацизма там тоже звучала, но говорю об этом исключительно для плавности перехода. Но считал и по-прежнему считаю, что главным в этой встрече была сама встреча. И в Эстонии еще долго будут разбираться в том, как она вообще стала возможной.
Сергей Перепелица: "Живая! Даже цветы от Путина получила! Браво, Керсти!".
Александр Чаплыгин: "Я не думаю, что Керсти Кальюлайд приняла решение о встрече с Путиным самостоятельно, поэтому никаких "опасностей", о которых пишет EPL, на самом деле не существует. Мне кажется, что эта поездка – своеобразная разведка с целью выяснить, как Россия будет реагировать на смену вектора в политике ЕС. Отношения ЕС и США сейчас переживают не лучшие времена, и вполне понятно, что Брюссель ищет возможности уравновесить свою внешнюю политику, до сих пор носившую явно проамериканский характер".
Эйно Ингерман: "Евгения Чирикова, носящая гордое звание живущего в Эстонии российского диссидента:
"Диссидентка Евгения Чирикова о визите Кальюлайд: с "боссом мафии" Путиным возможно вести переговоры исключительно по мафиозным правилам. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд собирается встретиться с Владимиром Путиным… Эта новость вызвала у меня шок".
Чьйорд! Чирикова была одной из диссидентствующих россиянок, которой удавалось очень грамотно и продуктивно молчать. Зря она полезла в "большую политику", могла бы продолжать свою героическую борьбу с "Северным потоком–2", на это можно больше грантов получить".
Дмитрий Ермолаев: "Я лет 20 уже занимаюсь Прибалтикой. Поэтому, поверьте, мне очень смешно слышать эпитет "прорывной визит" к сегодняшней поездке эстонского президента в Москву. Отношения России и стран Прибалтики сложные, их невозможно начать писать с "чистого листа". И "книгу" прошлого, уже написанную за эти десятилетия, никуда не денешь".
Свое же мнение я высказал в интервью NewsFront, что избавляет меня от его повторения здесь. И хорошо.
#FREEPISKORSKI, Юрий Мель, Альгирдас Палецкис, Олег Бурак
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.