Прошло много лет со Второй мировой войны, страх исчез: в мире вновь две тенденции – дикий национализм в таком первобытном расово-этническом смысле и популизм – образуют взрывоопасную смесь, которая может привести к чудовищным последствиям. Сложившуюся ситуацию Baltnews обсудил с российским писателем, историком и телеведущим Леонидом Млечиным.
– Г-н Млечин, на какие глобальные тренды стоит обратить внимание в 2020 году?
– На мой взгляд, очень опасной представляется тенденция подъема невероятного популизма правого толка. Это ненависть ко всем, кто преуспел в жизни: к истеблишменту, к элите, к образованным людям. Это явление, охватившее абсолютно всех. Заметнее всего в Европе и Северной Америке.
Раньше бы сказали, что оно носит классовый характер. Но классов уже больше не существует. Это всплеск злобы и ненависти.
Вторая, смыкающаяся с предыдущей, тенденция, охватившая весь мир, – национализм. Даже в Китае. Там же компартия, она всегда выдвигала интернационалистские лозунги. А теперь там великоханьские тенденции. В Индии националистически-религиозный подъем – против мусульман. А это две самые густонаселенные страны мира.
Вот еще подтверждение: Brexit – выход Великобритании из состава Евросоюза. Массовое голосование за партию Brexit – проявление национализма, экономического в данном случае.
– Кстати, как вам кажется, как там дальше будут развиваться события?
– Великобритания выйдет из ЕС. И испытает чувство удовольствия. Она уже понесла материальные потери и еще понесет, потому что, конечно, свободная торговля и отсутствие барьеров – это только на пользу экономике, а британцы от этого отказываются. Оказывается, самоощущение людей важнее.
Подъем злобного национализма еще связан с тем, что исчезли табу, которые возникли после Второй мировой войны. Тогда люди поняли, как опасен дикий взлет национализма. Какое-то время действовали табу, но они больше не действуют.
Эти две тенденции – дикий национализм в таком первобытном расово-этническом смысле и популизм – образуют взрывоопасную смесь, которая может привести к чудовищным последствиям.
– Например?
– В 1930-е годы это привело ко Второй мировой войне. Столетие назад – к Первой мировой. Если продолжать идти по этой дороге, то можно добраться до выяснения отношений с помощью оружия.
Прошло много лет со Второй мировой войны, страх исчез. Теперь легко говорят о возможности применения оружия. Кто-то не видит ничего страшного и в ядерной войне. Социологические опросы показывают, что страх перед ядерным оружием утрачен.
– Есть еще инструменты контроля над вооружениями, но их будущее под вопросом. Какая судьба, на ваш взгляд, ждет СНВ-3?
– Я был недавно на закрытой конференции, в которой участвовали бывшие министры обороны, министры иностранных дел – лучшие мировые специалисты. Проблемы, на самом деле, никакой нет. Продлить можно. Говорят, мол, появление нового оружия, например, гиперзвукового мешает – нет, ничего не мешает.
Беда состоит в том, что везде есть военно-промышленные комплексы и военные, которым нравится, когда у них арсеналы становятся побольше.
Кроме того, сейчас политики у власти, которые не хотят договариваться, хотят показать свою силу.
– Как вы считаете, администрация Трампа насколько воинственно настроена?
– Трамп сразу сказал, когда пришел к власти: "У нас самая сильная армия, мы всем это покажем". Россия, пожалуй, в большей степени заинтересована в продлении договора, но и американцы, на самом деле, тоже. Договор – это же возможность проверок. Обе стороны имеют право провести проверку в любом месте. Можно снять любую неясность. А именно недоверие и подозрения ведут к конфликтам.
– Если говорить о США, в 2020 году там ожидается событие, значительное для всего мира, – это выборы президента. Каковы ваши прогнозы?
– Не помню случая, когда наши американисты бы точно угадали, кто будет следующим президентом. Так что и я не уверен, что способен заглянуть американцам в душу... Но, мне кажется, у Трампа все шансы на сегодняшний день. Нет сильных фигур, которые могли бы ему противостоять. А экономика американская развивается завидными темпами. Давно не было такого длительного и масштабного подъема. Это ему в плюс. Плюс Трамп олицетворяет идеи, которые симпатичны большому числу людей.
– С точки зрения России, Трамп – это "удобный" президент?
– Куда удобнее была бы Хиллари Клинтон. Она не вышла бы ни из одного договора по вооружениям, и она предсказуемый политик. Нам не нравилось, что она упрекала Россию в различных нарушениях прав человека, а Трампа эта тематика не интересует. Но Трамп раскрутил военную машину. И он – непредсказуемый политик. Хуже непредсказуемого политика ничего не бывает.
– Усиливается, в том числе, активность НАТО у российских границ. Россия на это отвечает. В итоге мы сталкиваемся с дилеммой безопасности. Есть ли выход из этого замкнутого круга?
– Стратегическая стабильность никуда не исчезла. США могут уничтожить Россию, а Россия может уничтожить США. Это делает военный конфликт между нами невозможным.
Что касается переброски натовских воинских контингентов ближе к нашим границам... Пока еще это носит скорее символически-демонстративный характер. Трудно предположить, что несколько американских батальонов способны представить опасность для российской армии.
Но еще недавно ничего этого не было. После окончания той холодной войны боевой потенциал НАТО резко сократился: США значительно уменьшили число своих баз в Европе, вернули домой бронетанковую технику. По существу исчезла военная угроза с Запада... Но сейчас все возвращается. Этот процесс стоит только запустить – он будет раскручиваться долго.