Финансирование реэмиграции из бюджета: как на это смотрят в Латвии

© Sputnik

Только четверть латвийцев поддерживают расходование средств налогоплательщиков на содействие реэмиграции, почти половина выступает против.

Агентство SKDS по заказу Lsm.lv провело опрос среди жителей Латвии и выяснило их отношение к госфинансированию программ реэмиграции соотечественников. Расходование средств налогоплательщиков на эти цели полностью поддерживают лишь 7,5% респондентов, при этом 24,1% заявили, что "точно не поддерживают" такую практику.

Более мягкие позиции "скорее поддерживаю" и "скорее не поддерживаю" заняли 16,9% и 23% соответственно. 23,4% заняли нейтральную позицию, еще 5,1% опрошенных не дали ответа.

Больше всех поддерживают госфинансирование реэмиграции респонденты, занимающие руководящие должности: таких оказалось 39,2%. Меньше всего среди них и противников таких мер – всего 26,5%, в то время как среди "рабочих" негативно к такой поддержке относятся 55,9%.

За 2018 год население Латвии сократилось на 14,4 тысяч человек. Главной причиной стала низкая рождаемость, а не смертность или эмиграция, как ранее.

Как Латвия возвращает "своих", и чего они ждут от реэмиграции

После вступления в ЕС Латвия столкнулась с массовым оттоком населения в соседние страны Европы.

Чтобы приостановить отток жителей, запущен проект, который призван помочь вернуться на родину трудовым мигрантам. В 2019 году часть средств от финансирования программы пойдет на предоставление грантам тем, кто сможет представить собственный бизнес-проект.

Социологи отмечают, что эмиграция из Латвии постепенно идет на убыль. За год страну покидают не 10-15 тысяч человек в год, как это было в 2009–2010 годах, а около 4 тысяч, заявил основатель портала YouMove Янис Крейлис в интервью Dienas Bizness.

"Возвращение – это эмоциональное решение. Людям не хватает родины, семьи, друзей, привычной окружающей среды и т. д. То, что реэмигрант – обязательно неудачник, это миф. Это заставляет думать о Латвии как о какой-то яме, куда можно только упасть. Так думать очень вредно", – считает Крейлис.

Крейлис заметил, что многих вернувшихся устраивает заплата в тысячу евро.

"Конечно, есть запросы и выше, но мы не видим каких-то нереально высоких цифр. Это не 2-3 тысячи евро. Если такие цифры и есть, то человек знает, что он может столько заработать", – сказал Крейлис, отметив, что уровень запросов особенно велик у тех, кто ищет работу в сфере IT.

Президент Латвии Эгилс Левитс ранее заявил о необходимости политики "умной" иммиграции. Латвия, по его мнению, должна стать привлекательной для тех, кто уехал из страны, а также позволить въезжать необходимым специалистам.

Однако латвийцам по-прежнему сложно возвратиться на родину из других стран, так как для них процесс реэмиграции сопряжен с большими рисками.

В Латвии плохо работает программа поддержки реэмигрантов, считает Лаура Фримен, вернувшаяся в страну вместе с мужем и детьми после долгого проживания в США. О возвращении ее семья мечтала давно, но на родине их ждал ряд неприятных открытий: оказалось, что чиновники о многом умолчали, сетует Лаура. Теперь семья Фримен, столкнувшись с бюрократическими препонами, даже подумывает уехать обратно в Соединенные Штаты.