Еврокомиссия представила инвестиционный план "зеленая сделка" – Green Deal. Согласно нему, несколько европейских стран получат средства на сокращение выбросов углекислого газа.
В Брюсселе признали, что ряд стран столкнутся с серьезными трудностями при сокращении выбросов, и решили компенсировать убытки наиболее зависимым от углеродной промышленности странам, в том числе странам Балтии.
Самые крупные суммы получат Польша – 2 млрд евро и Германия – 877 млн евро. Эстония может рассчитывать на 125 млн евро, Литве выделят 97 млн евро, Латвии – 68 млн евро.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш считает это большой возможностью для увеличения благосостояния республики. Депутат Сейма ("Согласие") Вячеслав Домбровский рассказал, что "зеленая сделка" может значить для Латвии на самом деле.
Во-первых, это означает жесткие требования и обязательства в ряде областей, в первую очередь, в области уменьшения эмиссий CO2.
"Это затронет многие отрасли, особенно промышленность, энергетику, транспорт, сельское хозяйство. С точки зрения любого производства, уменьшение эмиссий значит издержки", – пояснил он в своем Facebook.
"Представьте себе, как директор какого-нибудь завода рапортует своим акционерам: "Мы заключили очень выгодную "зеленую сделку" – нам нужно инвестировать в более дорогие очистительные сооружения. Но это увеличит нашу прибыльность, потому что мы теперь сами начнем производить эти самые зеленые сооружения!". Я думаю, этот директор будет уволен до того, как успеет закончить последнее предложение", – добавил Домбровский.
Депутат напомнил, что "более профессиональные" правительства отреагировали более адекватно: польский министр энергетики Кшиштоф Чоржевский назвал план о достижении климатической нейтральности к 2050 году "фантазией" и оценил будущие потери польской энергетики в триллион евро.
Домбровский вспомнил, как Кариньш в 2004–2006 годах, будучи министром экономики, продвигал идею того, что позже назвали "компонентом обязательной закупки" – OIK или КОЗ – используя схожие аргументы. С тех пор жители Латвии потратили на субсидии OIK значительно больше двух миллиардов евро.
"И откуда появиться инновациям и серьезному производству? Можно поверить, что это возможность для Финляндии, которая на науку каждый год тратит около 2 миллиардов евро! И очень сложно поверить, что такое возможно в Латвии, которая на науку тратит всего 50 миллионов евро", – написал Домбровский.
В этой ситуации разумное правительство должно понять, какими издержками чревата "зеленая сделка", подытожил он.