Латвия лишится оставшейся части российского транзита из-за рекордного падения спроса в Европе на энергоресурсы, в том числе уголь. Снижение экспорта угля скажется на результатах работы Рижского и Венстспилсского портов, так как именно уголь занимает существенную долю транзита.
Например, литовский порт Клайпеда оказался в лучшем положении, так как он обслуживает белорусские компании и в ближайшее время может лишиться грузопотока. Об этом в своем Facebook написал бизнесмен Игорь Удовицкий, которому принадлежит терминал Biriu kroviniu terminalas в Клайпедском порту.
"Цена на российский энергетический уголь в Европе (FOB Рига) упала до 44,17 долларов за тонну. Это ниже уровня безубыточности большинства российских угольных компаний с учетом стоимости доставки угля до Риги. Латвия оказалась перед угрозой полной потери российского угольного транзита и, как следствие, перед перспективой практически полной потери транзитного грузопотока вообще", – говорится в публикации.
Удовицкий указал, что прекращение российского транзита для Латвии чревато серьезными последствиями для экономики страны и доходов госбюджета.
"Потеря тысяч рабочих мест в портах Риги и Вентспилса, а также на латвийской железной дороге, недополучение огромных средств в бюджет", – указал он.
Удовицкий находится в противостоянии с литовским правительством на протяжении нескольких лет. Он считает, что власти препятствуют существованию свободного рынка и устраняют конкуренцию. К тому же компания Удовицкого Biriu kroviniu terminalas (BKT) судится с государством по поводу предусмотренных для компании ограничений на расширение в Клайпедском порту, так как компания хочет нарастить грузопоток.
Литовские власти препятствуют расширению, поскольку опасаются усиления влияния Белоруссии в Клайпедском порту. Своим постом в Facebook предприниматель пытается привлечь внимание к проблеме:
"Пишу это для того, чтобы читающие меня жители Литвы еще раз прочувствовали, насколько весомо и ценно то, что в Клайпеде есть терминал БКТ, через который идет белорусский калийный транзит, и Литва ежегодно получает сотни миллионов евро вливаний в экономику благодаря этому транзиту – получает стабильно, надежно и сейчас, и в будущей перспективе".
Как в Латвии обстоит с транзитом?
Транзитная отрасль Латвии оказалась в глубоком кризисе из-за переориентации российских грузов на собственные порты. Еще в конце прошлого года грузооборот в Рижском порту обвалился на 25%, а в Вентспилсском – на 42,8%. За этим последовали массовые увольнения сотрудников железной дороги и транзитной отрасли. Пандемия коронавируса только усугубила состояние отрасли, и к ее началу она уже пребывала в состоянии упадничества.
Латвийское издание Neatkarīgā Rīta Avīze ранее опубликовало статью, в которой указано, что некоторые политические группировки целенаправленно разрушают сферу транзита – потому что там русские и Айвар Лембергс, которому надо "отомстить". Автор подчеркивает, что Латвия отказалась от доходов в бюджет в угоду политической коньюктуре:
"Конечно, министр сообщения Талис Линкайтс не проводит бессонные ночи в раздумьях, как ликвидировать в Латвии железные дороги, порты и транзит. Нет, ему и стоящим за ним силам просто не нравится эта отрасль – не лежит у них к ней сердце. Поэтому в руководство Latvijas dzelzceļš назначены люди, которые легко отказались от европейских 380 миллионов евро на электрификацию железной дороги, навсегда отдав транзит Клайпедскому порту".
В Латвии никого не удивишь уничтожением целой отрасли по идеологическим соображениям, отметил он, как это было после обретения Латвией независимости, когда всю промышленность уничтожали как наследие "оккупантов".