Сейм Латвии в окончательном чтении утвердил поправки к закону, которые позволяют аннулировать вид на жительство или отказать в визе жителю третьей страны при нарушении режима обязательной самоизоляции. Также нарушителей будут штрафовать на сумму до двух тысяч евро.
Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, конечно, отметил, что у вируса нет паспорта и национальности, и каждый случай будет рассматриваться индивидуально с пояснениями нарушителя, но только в том, что власти Латвии последовательно уничтожают программу ВНЖ уже мало кто сомневается. Причины ликвидации – пресловутый национальный вопрос.
Безусловно, меры безопасности должны быть регламентированы, ведь несмотря на достаточно благополучную статистику в Латвии, вирус никуда не исчез. Но это строгое наказание для иностранцев, кажется, стало только поводом для того, чтобы окончательно убить некогда перспективную программу ВНЖ.
Почему ВНЖ в Латвии потерял свою привлекательность
Получить ВНЖ в Латвии в обмен на инвестиции стало возможным с 2010. За девять лет благодаря 17 тысячам получателей страна приобрела 1,5 млрд евро. Об этом сообщается в докладе Министерства внутренних дел.
82,9% или 1,25 млрд евро вложено в недвижимость, 10,5% или 158 млн евро – в субординированные обязательства кредитных учреждений, 6% – в основной капитал предприятий, 0,6% или 9,5 млн евро – в приобретение беспроцентных государственных ценных бумаг.
Несмотря на очевидную экономическую выгоду для Латвии, члены партии Национального объединения настойчиво твердили об угрозе русификации из-за популярности программы ВНЖ.
Поскольку большинство получателей ВНЖ в Латвии – выходцы из стран бывшего СССР, в большей степени – россияне, Нацблок считает, что ВНЖ увеличивает вероятность "угрозы с востока".
Депутат Сейма Янис Адамсонс негативно оценил ликвидацию программы ВНЖ. По его мнению, латвийские политики нанесли стране огромный экономический ущерб, гоняясь за выдуманными "кремлевскими агентами".
"За несколько лет государство получило в бюджет полтора миллиарда евро, которые потом пошли на жилье молодежи… И Латвия отказалась от системы ВНЖ. Куда пошли потенциальные инвесторы? В Литву, в Эстонию", – отмечает он.
Сначала латвийские власти увеличили порог инвестиций со 150 до 250 тысяч евро, что сократило количество заявок на получение ВНЖ на 90%, а в марте этого года премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что стоимость недвижимости, приобретаемой для получения ВНЖ, нужно удвоить до 500 тысяч евро. Позже премьер и вовсе отметил, что программа ВНЖ утратила свою актуальность и должна быть ликвидирована.
Впрочем, как отметил экс-министр экономики Латвии и противник ужесточения программы ВНЖ Вячеслав Домбровский, политики часто принимают решения, не исходя из прагматичных экономических соображений.
Почему Латвия "назло" идет к новому минимуму
Министр здравоохранения Илзе Винькеле недавно обратилась к латвийцам с призывом соблюдать правила безопасности, введенные для ограничения распространение COVID-19. "Давайте будем умными и мудрыми", – написала она. Хочется переадресовать этот призыв к латвийским властям и обратить их внимание на более важные проблемы страны.
Население Латвии значительно сокращается. Согласно данным Управления по делам гражданства и миграции, в начале 2019 года в Риге насчитывалось 388 700 жителей трудоспособного возраста, что на 6 200 человек меньше, чем в начале 2018 года. Все меньше молодых людей видят перспективы в этой стране. Общество стареет. Средний возраст жителей Латвии с каждым годом становится выше. Рождаемость бьет антирекорды.
Демограф Илмарс Межс назвал нынешние статистические показатели населения страны путем к новому минимуму.
"Судя по бюджету, вопросам улучшения демографии уделяется все меньше и меньше внимания", – сказал Межс.
Отстаивая этничность Латвии, политики забывают о том, что за рубеж уезжают не только русские, но и латыши.
Вопрос российского влияния – это то, на чем политики успешно зарабатывают, скармливая внешнюю угрозу своему электорату. Намного проще объяснить свои неудачи причинами извне, например, "рукой Кремля". Помнится, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич в момент предвыборной парламентской компании появился на плакатах с надписью: "Назло Кремлю – Латвия успешная страна и будет такой".
Вопрос о том, почему Латвия не может быть перспективной и успешной сама по себе, а не кому-то назло, остался открытым.
Попытка оставить в стране исключительно лояльных жителей может рано или поздно опустошить Латвию. Сегментация людей по языковому признаку примитивно разделяет государство на "своих" и "чужих". Первый премьер-министр Латвии Карлис Улманис однажды сказал, кажется, очень правильные слова. Я (автор Анна Лейтланд – прим. Baltnews) прочла их на стене его мемориального музея в Pikšas.
"Земля не спрашивает, на каком языке пахарь говорит с ней, земле нужно, чтобы он ее любил", – сказано в цитате Улманиса.
Люди, получавшие ВНЖ за недвижимость и инвестиции, по-своему проявляли к Латвии любовь, улучшая ее экономическое положение. Теперь это чувство оказалось им не по карману.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.