Усилия Службы финансовой разведки и Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) привели Латвию к невиданному уровню подозрительности в банковской сфере, пишет Neatkarīgā.
Критерии, под которые подходят все
Если клиент потеет или ведет себя беспокойно в банке, его самого и его сделку могут признать подозрительной. Специальный код для такого типа поведения клиентов – LNV – обозначает нервозность клиента. Если во время волнения клиент оговаривается, его тип характеризуется как JUC, что значит, что клиент дает нереальные, непоследовательные и противоречивые объяснения сделок.
На сайте КРФК опубликован список с признаками подозрительных сделок, но он настолько широк, что практически любая транзакция любого человека может классифицироваться как подозрительная. В конце списка есть важное примечание: "Перечисление признаков подозрительных сделок не исчерпывающее, каждый может его дополнить, выделив новый признак в зависимости от ситуации".
Деление на "хороших" и "плохих"
Глава Службы финансовой разведки Илзе Знотиня сообщила, что ее ведомству особенно приятно работать с банками Swedbank, SEB и Citadele, однако нет никакого удовольствия работать с другими кредитными учреждениями, которые не используют подход, основанный на рисках.
Отнять названное число банков и выявить те, с которыми ведомству работать не столь приятно, несложно. Отметим, что сама Знотиня позже назвала подобный логический вывод fake news.
Разведка в работе
Недавно были подписаны два документа, посвященные сотрудничеству финансовой разведки с субъектами оперативной деятельности, следственными учреждениями и прокуратурой, а также приоритетам расследования преступных сделок в сфере легализации преступно нажитых средств.
В документах описывается профиль рисков в Латвии и разъяснены вопросы сотрудничества. Публиковать эти документы не будут. Заметим, что после подписания документов генпрокурор Юрис Стуканс заявил, что сейчас предотвращение отмывания денег – приоритет расследования для всех правоохранительных органов, включая прокуратуру:
"Поэтому мы обеспечим необходимые ресурсы, чтобы эти дела наконец продвинулись до суда, чтобы мы могли видеть конкретные результаты, которых от нас ждут иностранные эксперты и наши партнеры по сотрудничеству".
Для реализации стратегии планируется создать специальную группу прокуроров, которая займется расследованием подобных преступлений. Стуканс заявил, что другим учреждениям стоит поучиться у Службы финансовой разведки, и раскритиковал Госполицию, которая, по его мнению, не ставила в приоритет расследования преступлений такого типа.
Замораживание средств
Вероятнее всего, политика замораживания средств в банках продолжится и впредь. Напомним, если деньги попадают под подозрение, их могут заморозить на срок до 45 дней, а после этого полиция через суд может арестовать их на срок до двух лет. Впоследствии может быть принято решение о конфискации денег.
"Если же вырученные деньги признают законными, виноват сам владелец, который не предоставил доказательств следователям или замешкался с предоставлением доказательств. И вообще – в банке нечего потеть!" – заключает автор материала.