"Газпром" в начале октября впервые полностью использовал доступные ему мощности украинской газотранспортной системы. Сейчас компания полностью загружает все основные газопроводы в направлении Европы. Об этом пишет "Коммерсант".
По информации оператора украинской газотранспортной системы, "Газпром" прокачал за сутки максимально возможный объем газа в рамках условий контракта, заключенного между сторонами в конце 2019 года, то есть 174 млн кубометров. Украинской системой российский газовый поставщик воспользовался уже после того, как загрузил газопроводы "Северный поток" – 156 млн кубометров и "Ямал-Европа" – 89 млн кубометров.
Объемы экспорта стремительно растут, чему благоприятствует ряд факторов – увеличивается спрос на газ в Европе, сокращается количество поставщиков. "Газпром" пользуется создавшейся возможностью, рассказал Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
"В Европе похолодало, и они стали потреблять чуть больше газа, все-таки уже октябрь, народ отопление включает. Потребление газа растет. На спрос влияет и то, что произошла авария на заводе сжиженного природного газа (СПГ) в Норвегии, там возник пожар, и работа СПГ-завода была остановлена. Соответственно, ни на европейский, ни на какой рынок ничего не поставлялось, и этот фактор сыграл свою роль", – пояснил он.
Благоприятные для "Газпрома" условия создал и дефицит американского СПГ, так как при таких низких ценах на газ производители были вынуждены уйти с рынка.
"В США часть предприятий останавливали отгрузки, потому что просто было нерентабельно и цены на европейском, и на азиатском рынках были таковы, что американские производители не окупали даже операционных издержек. Кроме того, у них там был небольшой сезон ураганов, в Мексиканском заливе, где расположена большая часть СПГ-заводов, поэтому американцы свой экспорт сократили", – пояснил Юшков. С учетом всего вышеперечисленного сложилась ситуация, при которой в условиях снижения количества предложений начал расти спрос, а с ним – и цены на газ.
"Цены поднялись. На споте цены выше, держатся на 120–130 долларов на тысячу кубов, в отличие от середины года, когда было 50 долларов за тысячу кубов".
Еще один немаловажный фактор, который влияет на спрос именно на "газпромовский" газ – привязка к ценам на нефть части контрактов "Газпрома", около 30%.
"Это значит, что цена через полгода на газ определяется сегодняшней ценой на нефть. В марте-апреле цены на нефть на мировом рынке упали до 10 долларов за баррель. Сейчас это падение начинается сказываться на газпромовских контрактах, где есть нефтяная привязка. И по этим контрактам цены сейчас очень низкие, и когда у вас на споте цены растут, а у "Газпрома" по этим контрактам цены понижаются, его предложение остается сейчас самым конкурентоспособным. Эти объемы, именно по таким контрактам – это дешевый газ", – пояснил эксперт.
Цены на нефть несколько месяцев держались на очень низком уровне в течение, а значит, рост цен на газ по этим контрактам не предвидится в ближайшее время. "Поэтому многие сейчас отбирают газпромовский газ, потому что он становится сверх дешевый", – отметил Юшков. В перспективе цены начнут расти, так как летом цена на нефть выросла до 45 долларов за баррель и сейчас ходит в этом ценовом коридоре.
Что касается "Газпрома", продавать газ хотелось бы и много, и дорого, отметил Юшков, но пока не получается. Тем не менее надо иметь в виду, что "Газпром" действует по принципу "могу себе позволить давать скидки":
"Северный поток – 1, Ямал-Европа… Когда "Газпром" прокачивает газ, он платит своим же дочерним компаниям, то есть надо учитывать транспортную составляющую и понимать, что он сам себе платит. По крайней мере, она хотя бы будет продать объемы и выйдет на свои прогнозные 170 млрд кубов в этом году, это будет – и то хорошо. Рынок он сохраняет".
Открытым остается только вопрос с Турцией, так как турки по политическим и экономическим причинам не брали газ, когда нефть была очень дешевая. У "Газпрома" заключен контракт с Турцией с привязкой к нефти. "Турки видят, что в октябре это отразится на ценах. Большой соблазн был не отбирать, когда он дорогой. Поэтому просмотрим, что будет по Турции, потому что провал идет на турецком рынке".