Украинский "Нафтогаз" собирается начать работы по освоению Черного моря и Юзовской площади. Насколько серьезны планы компании, Baltnews рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
История вопроса освоения шельфа
Освоение шельфа Черного моря ведется довольно давно, еще с советских времен. Например, компания "Черноморнефтегаз" была одной из структур, созданных в СССР, которая ориентировалась в первую очередь на разработку шельфовых месторождений.
"К 2014 году в Крыму добывалось как раз-таки в основном на шельфе Черного моря порядка 2 млрд кубов газа. Крым одновременно и потреблял 2 млрд кубов, поэтому сколько он добывал, столько и потреблял", – привел другой пример Александр Фролов.
В целом работы по освоению шельфа ведутся, однако есть нюанс: затраты на добычу газа на шельфе Черного море в среднем выше среднероссийских значений. Иными словами, экономически выгоднее, если, например, говорить про работу в Крыму, поставлять газ из единой системы газоснабжения по трубопроводу в Крым, а разработки шельфа можно оставить на потом, когда более дешевого газа станет меньше.
"В этом плане, конечно, для Украины ситуация выглядит несколько иначе, чем для России. По европейским меркам, у Украины запасов дешевого газа формально больше, но дешевого газа в производстве при этом очень мало, и среднегодовые уровни добычи, как правило, не превышают 20 млрд кубов, из которых до 15 млрд обеспечивает "Укргаздобыча", до сих пор входящая в структуру "Нафтогаза", – указывает Фролов.
Таким образом, теоретически для Украины разработка шельфовых месторождений может быть более интересной и привлекательной, чем для Российской Федерации. Однако заявление "Нафтогаза" следует рассматривать как профанацию, полагает эксперт.
Пиар-акция "Нафтогаза"
Еще несколько лет назад Украина заявила об обнаружении, по ее словам, "гигантского" месторождения газа в Черном море, недалеко от Одессы. Запасы месторождения оценивались в 36 млрд кубов.
"Это чуть-чуть больше того, сколько Украина потребляет за год. Это не гигантское, это крошечное месторождение. Чем меньше месторождение, тем, соответственно, менее эффективно его разрабатывать, потому что для разработки нужно понести значительные капитальные затраты. Либо осваивать дорогостоящие технологии – у нас, кстати, они основаны – горизонтально направленного бурения, при котором вы осуществляете бурение многокилометровых скважин горизонтальной плоскости на нужной вам глубине. Это дорого. Ну, и в газовой сфере, по крайней мере, на территории бывшего Советского Союза применяется редко, опять же благодаря значительным традиционным запасам, которые не требуют таких усилий", – объясняет Фролов.
Украина такими технологиями не обладает, а стоят они достаточно дорого. Один из вариантов – купить или построить, если есть развитое судостроение.
"Ведь у Украины было развитое судостроение… Ах, да, оно было лет тридцать назад, но на тридцать лет назад мы уже не вернемся. Если у вас есть развитое судостроение или у вас есть деньги, вы можете получить платформы с помощью которых будете добывать [ресурс] на шельфе. Например, подобного рода добычу в нашей стране осуществляет "Лукойл" в Каспийском море. Подобными технологиями располагает также Норвегия, которая активно разрабатывает собственный шельф и добывает там в значительной степени газ – более 100 млрд кубов в год – и нефть", – указывает эксперт.
"Пожалуйста, если у вас есть деньги и технологии, вы можете с этим что-то сделать. Если только у вас не открытый рынок и вы не взяли курс на либерализацию, или если у вас нет каких-то альтернатив внутри страны. А внутри Украины, что характерно, альтернатива есть. Для Украины нет никакой необходимости разрабатывать в первую очередь шельф. У нее есть традиционные месторождения, сухопутные, работу на которых вести было бы более логичнее, экономически оправданнее, чем работу на шельфе", – заключает Фролов.