Премьер Латвии строит планы по реиндустриализации. О чем он забыл

Чтобы достичь уровня жизни развитых стран Европы, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш предложил "интеллектуальную реиндустриализацию", но едва ли представляет, как ее можно осуществить.

Глава кабмина Кришьянис Кариньш отчитался перед депутатами Сейма по поводу работы правительства за предыдущий год, предоставив парламентариям план по выходу из кризиса и оздоровлению латвийской экономики, которому должна способствовать "интеллектуальная реиндустриализация". Последняя подразумевает, что национальная политика должна вывести страну на новый уровень благосостояния, сопоставимый с Северной Европой.

"Как нам стать богатой нацией, богатой страной? Как достичь желаемого уровня благосостояния, который ближе к странам Северной Европы? Я верю, что мы сможем это сделать и добиться этого с помощью так называемой интеллектуальной реиндустриализации", – заявил он.

Глава кабмина добавил, что упомянутый курс правительство одобрило в середине февраля. Он направлен на структурные изменения в экономике, ориентированной на производительность, в пользу экспорта наукоемких товаров и услуг, добавил он.

В разговоре с Baltnews независимый депутат Сейма Любовь Швецова заметила, что с "интеллектуальной реиндустриализацией" сопряжены некоторые трудности.

"Необходимо понимать, какие риски, и есть ли для этого все основания, чтобы говорить о потенциально эффективном процессе реиндустриализации. Потому что мы все прекрасно понимаем, что технологии занимают место человека. Все расходы, которые связаны с рабочей силой, с налогами на рабочую силу – они все снижают производство. Делают более дорогими услуги. Поэтому они становятся недостаточно эффективными", – пояснила она.

В перспективе, однозначно, будут развиваться те предприятия и отрасли, которые, используя роботов и новые технологии, добьются высокого уровня производства конкурентоспособных продуктов и услуг при минимальных затратах.

"Безусловно, Латвия могла бы продолжать развивать именно отрасль медицины и экспорта медицинских услуг. В Рижском университете имени Страдыня готовят хороших медиков, и одновременно этот же университет является одним из основных, кто оказывает услуги экспорта высшего образования для зарубежных студентов", – полагает депутат.

Два направления, о которых можно говорить – высокоинтеллектуальные отрасли и экспорт услуг, отметила она.

"Надо понимать, какие составляющие материалы будут использоваться для развития производства и на какие рынки данные продукты или товары будут поступать. И вот тут у нас может возникнуть сложная дилемма, потому что мы понимаем, что сырьевой рынок и основные сырьевые элементы могли быть конкурентоспособные – это Россия. А рынок реализации – перспективные территории бывшего СССР, потенциальная конкуренция на азиатском рынке. И, возможно, Канада и Америка", – пояснила Швецова.

По мнению депутата, в "реиндустриализации" есть некоторые риски. Во-первых, господин Кариньш упомянул Microtech – предприятие в Латвии, которое производит микросхемы и отправляет в США.

"На предприятии работает всего 200 человек. То есть нужно понимать, что интеллектуальная индустриализация приведет к, возможно, еще большему росту безработицы", – пояснила она.

Второй риск – необходимость предусмотреть рынки сбыта и обеспечить доступность ресурсов, необходимых для производства.

"Мне кажется, что господин Кариньш говорил красивые и правильные слова с точки зрения политики, но боюсь, что он не понимает, как этого можно достичь в реальности с учетом той политики, которую проводит страна".