Онлайн на высшем уровне: к чему привел первый онлайн-саммит G20

© REUTERS

Тема: Коронавирус наступает

Эксперты оценили итоги прошедшего экстренного саммита "Группы двадцати" по ситуации с пандемией коронавируса.

В этом году в связи с пандемией коронавируса экстренный саммит "большой двадцатки" (G20) состоялся в формате видеоконференции. В ходе встречи, номинальным хозяином которой был король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, лидеры стран G20 обсудили пандемию коронавируса и ее экономические последствия. Встреча проходила в закрытом для представителей СМИ режиме по требованию страны-организатора.

По итогам саммита была принята резолюция, текст которой опубликован на официальном сайте Кремля. В нем обозначены все основные положения, которые были приняты по итогам выступлений лидеров G20.

В начале документа указывается, что пандемия коронавируса напомнила всем странам мира о "взаимосвязанности и уязвимости", в связи с чем странам необходимо объединить усилия и начать борьбу с вирусом на новом уровне.

"Этот вирус не признает границ. Борьба с этой пандемией требует принятия прозрачных, решительных, согласованных, масштабных и научно обоснованных глобальных мер в духе солидарности. Мы полны решимости выступить единым фронтом против этой общей угрозы", – говорится в документе.

Что решили делать?

Совместными усилиями G20 со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ГВБ), Организацией Объединенных Наций (ООН) и другими международными организациями планируется реализовать ряд мер, направленных на сдерживание пандемии, – в частности, укрепление и поддержка систем здравоохранения, постоянный обмен эпидемиологическими и клиническими данными, которые помогут в борьбе с коронавирусом.

Одно из ключевых решений саммита – обеспечить финансовую поддержку ВОЗ, а также приступить к совместным действиям по устранению дефицита финансирования стратегического плана ВОЗ.

Лидеры выразили намерение координировать свои действия в вопросах разработки, производства и распространения диагностических средств, антивирусных препаратов, медикаментов и вакцин и сделать их доступными гражданам всех государств.

Для стабилизации мировой экономики было принято решение о вливании пяти триллионов долларов США в рамках налогово-бюджетной политики, направленной на ликвидацию последствий пандемии, в первую очередь, для сохранения рабочих мест и стимулирования роста мировой экономики. Совместный план действий стран G20 будут разрабатывать министры финансов в сотрудничестве с Центральным банком.

Особое подчеркивается необходимость обеспечить бесперебойные поставки средств медицинского назначения и товаров первой необходимости, так как во многих странах действуют транспортные ограничения.

Кроме всего прочего, подчеркивается важность реализации мер по поддержке наиболее пострадавших от пандемии отраслей, а также расширения кредитных программ и своп-линий.

Внимание уделили и развивающимся странам, которые могут не справится с масштабами пандемии самостоятельно. В частности, речь идет об африканских странах, которые не имеют технических, медицинских и экономических возможностей преодолеть вызванный пандемией кризис без ущерба. В связи с этим страны обязались оказывать всевозможную финансовую и гуманитарную помощь наиболее слабым регионам.

Мнения

Декларации, которую приняли по итогам заседания, недостает указания конкретных мер по борьбе с глобальным кризисом, как экономическим, так и в сфере здравоохранения, считает российский политолог Геворг Мирзаян. Об этом он написал в своей статье для Sputnik.

"В ней прописано стремление государств G20 бороться с эпидемией, вместе разрабатывать вакцину, поддерживать ВОЗ, призывать всех и вся вкладывать средства в поддержание мировой экономики. Но чего там нет – так это реальных, в какой-то степени даже революционных мер по спасению мировой экономики и ее прагматизации".

Россия и Иран предлагали Западу отменить или хотя бы смягчить санкции, чтобы страны пострадавшие от коронавируса могли закупить необходимое медицинское оборудование и лекарства, отметил автор.

В частности, речь идет о предложении российского лидера Владимира Путина, который во время своей речи на саммите заявил о необходимости создания "зеленых коридоров", свободных от торговых войн и санкций. Российское предложение не поддержали американцы.

"По словам американского спецпредставителя Брайана Хука, США "продолжат политику максимального давления на иранский режим", тем самым еще раз демонстрируя свое непонимание новых реалий и неготовность вести мир в посткризисное будущее", – подчеркнул он.

По мнению главного научного сотрудника института "Диалог цивилизаций" Алексея Малашенко, Вашингтон на протяжении многих лет успешно проводил санкционную политику, и отказ от нее маловероятен.

"То, что делают американцы, можно назвать двойственным курсом, но он неизбежен, потому что отказаться от того, что было сделано раньше, только по причине коронавируса – это значит признать если не поражение, то, во всяком случае, несостоятельность политики", – цитирует эксперта ИА "Прайм"

По мнению программного директора Российского совета по международным делам и клуба "Валдай" Ивана Тимофеева, единственная возможная эффективная в текущей ситуации – это взаимодействие Центробанков и финансовых институтов. Однако и в данном случае санкции против России буду препятствовать продуктивному сотрудничеству.

"Опять же, их взаимодействие в период кризиса 2008–2009 годов было гораздо эффективнее в отношении России, так как тогда против РФ не действовали санкции. Сейчас они действуют, поэтому будут создавать определенные помехи", – пояснил эксперт.

Мнение западных СМИ

Интересно то, что на Западе итоги саммита также считают сомнительными. В частности, американский CNBC пишет, что стремление всех стран к объединению в условиях борьбы с пандемией могут поддержать не все.

"Страны "двадцатки" отчаянно пытаются обеспечить защиту собственных экономик, которые уже пострадали в результате пандемии и, вероятно, вступают в период спада. Нынешнее бездействие резко контрастирует с событиями 2008 года, когда в ситуации финансового кризиса G20 предприняла быстрые действия по мобилизации ресурсов для нуждающихся стран. Рассуждения о глобальной координации усилий еще должны найти отклик у администрации Трампа, склонной к проведению изоляционистской политики", – пишет издание.

Издание The Wall Street Journal передает слова бывшего главного экономиста МВФ Мориса Обстфелда о том, что в документе, принятом по итогам саммита "много общих фраз и мало конкретики". Участники саммита G20 не представили конкретного плана противодействия распространению коронавируса. "Им потребовалось бы много времени на то, чтобы представить детальный план", – подчеркнул Обстфелд.