Италия и Испания традиционно входят в пятерку стран с наиболее эффективными системами здравоохранения. Однако эти же страны тяжелее других перенесли – и еще переносят – пандемию коронавируса. Та же ситуация – в США, чья медицина также считалась показательной.
В 2018 году агентство Bloomberg опубликовало рейтинг эффективности систем здравоохранения стран мира. В этом рейтинге Россия заняла 53 место, США – 54-е. А среди лидеров оказались Испания и Италия.
В Испании – уже больше 200 тысяч заболевших COVID-19 и больше 20 тысяч смертей, в Италии – 178 тысяч зараженных и 23 тысячи смертей. Хуже обстоят дела только в США, где заразились больше 850 тысяч человек, больше 48 тысяч умерло.
Аналитики Bloomberg оценивали страны по нескольким параметрам, прежде всего учитывая ожидаемую продолжительность жизни и доступность медицины.
Низкая позиция США объясняется тем, что в этой стране лечение будет очень дорогим – как в абсолютных цифрах, так и относительно средних доходов граждан. А ожидаемая продолжительность жизни американцев – примерно 79 лет – ниже, чем в 25 других странах из рейтинга.
Другие рейтинги оценивают оснащенность больниц медоборудовнием, количеством медперсонала или коек.
Проблема в том, что ни один из этих рейтингов не даст ответ на вопрос, получите ли вы эффективную медицинскую помощь, если у вашей страны высокий рейтинг.
"Дело вот в чем: в случае со странами с высоким уровнем дохода неважно, сколько у вас коек, ИВЛ или, скажем, сколько медсестер в вашей больнице. В таких странах, как правило, достаточный уровень оснащенности больниц, поэтому нет прямой зависимости между этими вещами и исходом лечения пациентов. Все зависит от того, как эти ресурсы использовать", – цитирует "Би-би-си" доктора медицинских наук Эрика Шнайдера из неправительственной организации Commonwealth Fund, занимающейся исследованием проблем здравоохранения.
Как понять, где лучше
Системы здравоохранения в разных странах зависят от степени участия в нем государства. США – единственная мире развитая страна с моделью частного страхования. То есть государство здесь в принципе самоустранилось. Оно не гарантирует гражданам свободный доступ к медицинским услугам. Страховки покупают граждане за свой счет, или их предоставляет работодатель. Из-за этого примерно 25% американцев не обращаются к врачу даже в случае серьезной болезни.
В Британии – совсем другой подход. Система здравоохранения национализирована. Все граждане могут пользоваться NHS бесплатно – даже при действительно сложных процедурах.
Российская система больше всего похожа на так называемую модель Бисмарка, которая была придумана и успешно используется в Германии, а также адаптирована, например, в Нидерландах и Японии. Это модель обязательного медицинского страхования.
В чем проблема
Несмотря на то, что США занимают одно из ведущих мест в мире по объему ресурсов в системе здравоохранения, если у людей нет доступа к медицинской помощи, все это бесполезно. В борьбе с коронавирусом недостаточно иметь хорошо функционирующую систему здравоохранения, уверен эксперт. При пандемии задействованы другие центры принятия решений, в том числе политические. Первичная медицинская помощь в США недофинансирована.
Британскую систему часто критикуют за очереди в больницах, за отказ "скорых" приезжать на все вызовы, за отказ применять новые дорогостоящие препараты, долгое ожидание приема у врача. "Скорую" рекомендуют вызывать исключительно в случае угрожающих жизни ситуаций – таких как, например, инфаркт. С приходом коронавируса люди все чаще начали вызывать "скорую". Привыкшие к другому ритму сотрудники "неотложки" начали тратить гораздо больше времени на выезд.
Хулио Фрэнк, доктор медицинских наук, когда-то бывший министром здравоохранения Мексики, а также работавший во Всемирной организации здравоохранения, считает, что в случае с Италией и Испанией речь не идет о каких-то проблемах здравоохранения в случае с пандемией. Фрэнк уверен, что все дело в том, что очень большая часть населения этих стран – пожилые люди, которые, как уже известно, входят в группу повышенного риска.
С ним согласен доктор медицинских наук Эрик Шнайдер: "Не стоит недооценивать роль стечения обстоятельств. Италии и Испании не повезло: вирус изначально распространялся среди людей старшего возраста, вернувшихся из отпуска, проведенного в Китае. А среди пожилых людей смертность от COVID-19 очень высокая. В итоге получается, что дело не в количестве ИВЛ, а в способе, которым вирус попадает на территорию страны".
Кроме того, эксперты сходятся во мнении, что лучше всего с пандемией справляются страны, которые проводят наибольшее количество тестов. В тех же США, по мнению Фрэнка, тестов проводилось катастрофически мало.